Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Гол в свои ворота. Банки хотели заработать на футболе, а нарвались на скандал

Проходящий в России чемпионат мира по футболу – событие притягательное не только для болельщиков, но и коммерческих структур, пытающихся заработать на знаковом мероприятии. Соблазн настолько велик, что даже крупные банки не удержались и бросились «ковать железо», при этом не позаботившись о соблюдении установленных правил. Как банки зарабатывают на мундиале, и кому из них уже показали желтую карточку, в материале «ФедералПресс».

Голы приравняли к милям

Один из нарушителей – Райффайзенбанк, который на своем сайте предлагал скидки в барах и ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга во время проведения чемпионата мира. Скидки – хорошо, но в рекламе банк использовал образы болельщиков, футбольных мячей, флага и человека, употребляющего пиво.

Помимо этого банк объявил акцию «Важен каждый гол», для участия в которой нужно было завести в банке дебетовую карту. На нее записывались мили, исходя из формулы: 1 гол = 1000 миль. Когда Россия победила в двух первых матчах, банк повысил ставку до 8000 миль за гол и разместил условия акции на своей официальной странице в Facebook. Банк использовал слоган «Они забивают для тебя», графическое изображение футболиста и мяча, а также образ вратаря, держащего в руках мяч с числом 8000, сообщает Московское управление Федеральной антимонопольной службы, которая посчитала все вышеуказанные действия нарушением закона.

Московское УФАС возбудило дело в отношении Райффайзенбанка, обвинив его в нарушении сразу нескольких пунктов Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года». Помимо этого ФАС обещала проверить правомерность размещения банком в Instagram рекламы со словами «Болей за наших» и изображением Кубка, очень похожего на товарный знак FIFA.

Как отметили в Московском УФАС, закон о порядке проведения чемпионата мира по футболу запрещает без разрешения FIFA любые виды маркетинга, формирующие у потребителя представление о FIFA и его мероприятиях, в частности с помощью символики спортивных соревнований. А также введение людей в заблуждение, что рекламодатель имеет отношение к FIFA, а его товары и услуги одобрены или даже рекомендованы этой организацией.

Юрист Виктор Пастернак отмечает, что возбужденное дело не обязательно закончится каким-то наказанием. «Но если в действия банка будет обнаружен состав административного правонарушения, то он может быть привлечен к ответственности, - пояснил он. - Это может быть и фиксированный штраф, он не очень большой, а может быть и оборотный штраф, например, 0,01% до 0,15% от дохода, который был получен таким образом. Но я не очень в это верю, скорее всего речь пойдет о фиксированном штрафе».

5:0 в пользу Сбербанка

Другая финансовая организация, решившая заработать на успехах российской сборной, – Сбербанк, который сразу после победы наших футболистов над Саудовской Аравией со счетом 5:0 выпустил специальный вклад «Побеждай». У вклада привлекательные условия, в частности, повышенная процентная ставка, и, как сообщал сам банк, только за первые пять дней его клиенты открыли свыше 192 тыс. вкладов «Побеждай» на общую сумму 68 млрд рублей.

Все бы хорошо, но, как сообщила газета «Ведомости», Сбербанк не согласовал упоминание в своем продукте чемпионата мира по футболу с FIFA – правообладательницей товарного знака «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018». Как результат – официальное письмо от футбольной ассоциации с просьбой устранить нарушение. До ФАС в данном случае дело не дошло, но банк убрал из описания вклада упоминание чемпионата мира. Хотя ассоциация с ним осталась, сейчас на страничке вклада с изображением болельщика написано «1/4 – не предел. Россия вперед!»

«Хорошо, что банк устранил нарушения, но это не избавляет его от ответственности, - отмечает Виктор Пастернак. - Если по каким-то причинам у правообладателя будет намерение получить компенсацию, то в случае обращения в суд он может просить ее выплатить. Компенсация в соответствии с законом составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей. Но на практике это редко бывает 5 млн рублей, обычно меньше. Хотя в случает с FIFA ситуация нестандартная, поэтому может быть и большой штраф, но для этого нужно доказать, что нарушение есть. Однако, я думаю, что скорее всего дело закончится в досудебном порядке».

По словам юриста, случаи с банками не единичные, и с начала чемпионата немало компаний было уличено в недобросовестном поведении. Удивительным можно считать лишь то, что в данном случае под обвинения попали крупные банки, у которых много сильных юристов.

Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский считает, что в этой истории нет какого-то злого умысла со стороны банков, скорее недоработка рекламщиков и маркетологов. «Понятно, что любой банк сейчас будет пытаться ассоциироваться с этим мероприятием, потому что это одно из крупнейших и популярнейших событий на текущий момент, - отмечает он. - Особенно когда сборная России весьма неплохо выступает, одержала несколько громких побед и логично, что любой банк хочет примазаться к этой общей теме. Но нарушать при этом авторские права, конечно, не правильно».

Директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков также считает, что банки не специально пошли на нарушение. «Не думаю, что здесь крутятся большие деньги, в том числе для Райффайзенбанка и Сбербанка. С моей точки зрения это больше крахоборство с точки зрения организаторов чемпионата и FIFA. С другой стороны, если есть такой порядок, то его надо соблюдать, и если банки этого не сделали, значит их юридические службы, грубо говоря, эти вещи прошляпили, - отметил он. - С другой стороны, если банки получили серьезные притоки денег, польза от этого есть. А с FIFA они как-нибудь урегулируют этот вопрос».

Фото: ФедералПресс/Екатерина Лазарева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.