Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

«Нужна стабильность и уверенность». Федотов, Москалькова и Ясин на заседании СПЧ объяснили причины изменения пенсионной системы

Совет по правам человека поддержал правительственный законопроект об изменениях пенсионного законодательства. Вот уже месяц повышение пенсионного возраста – тема номер один в СМИ, наравне с чемпионатом мира по футболу. Впрочем, мундиаль закончится уже через несколько дней, а пенсионные инициативы только-только стартуют. О чем сожалеет глава Совета Михаил Федотов и кто еще в начале 1990-х предсказал повышение пенсионного возраста в России – в материале «ФедералПресс».

Сегодняшнее спецзаседание Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека собрало широкий круг экспертов. Общее мнение членов СПЧ: изменение пенсионного законодательства – мера не столько вынужденная, сколько своевременная. О том, что они потребуются, говорилось еще в 1995 году в постановлении правительства России «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». Уже тогда в федеральном кабмине понимали и признавали, что повышение пенсионного возраста неизбежно. Более того, назывались сроки – второе десятилетие XXI века. Пост министра экономики тогда занимал один из членов СПЧ Евгений Ясин. Собственно, он и был главным прогнозистом развития страны.

Сегодня Ясин тоже сделал прогноз. Он посмотрел еще дальше – дальше предстоящих новаций. Основной его посыл: пенсии не могут быть такими низкими. По словам Евгения Ясина, в России размер пенсий составляет 35 % к средней зарплате, тогда как в развитых странах – 60–70 %. Исправить положение можно. И для этого нужно, чтобы будущие пенсионные выплаты формировались за счет индивидуальных накоплений граждан. «Нам надо повышать размер пенсии. А для этого мы должны сделать так, чтобы наши трудящиеся создавали свои накопления. Когда у вас будут частные инвестиции, будет источник для выплаты пенсий. Основой пенсионной системы, в конце концов, должны стать накопления населения», – заявил Ясин.

Экономист признает, что таким образом «вообще можно обойтись без пенсионной системы». «При этом есть некий госфонд, который оказывает помощь нуждающимся. Мы должны подумать о создании специального социального фонда, который помогал бы людям в сложной ситуации, – полагает эксперт. – Это было бы показателем того, что мы переходим от бюджетных ассигнований к накоплениям граждан».

Омбудсмен Татьяна Москалькова в свою очередь заявила, что нужно говорить не о пенсионной реформе, а о «законопроекте, касающемся одной группы общественных отношений». «Это законопроект не о повышении пенсионного возраста, а о повышении пенсии», – отметила уполномоченный по правам человека.

По ее мнению, важно понять, какой нужен инструментарий для решения существующих вопросов. Например, какие еще меры помогут пополнить пенсионный фонд и увеличить пенсии, какими будут следующие этапы реформы, будет ли предусмотрено квотирование рабочих мест для людей старшего возраста и возможность их профессиональной переподготовки, будут ли пересмотрены вопросы медико-социальной экспертизы (это нужно для определения группы инвалидности и возможности продолжения трудовой деятельности). «Этих гарантий мы не видим в законопроекте», – заметила Москалькова.

Омбудсмен также обратила внимание членов Совета по правам человека на то, что изменения пенсионной системы поддерживают государственные служащие, но «условия их работы отличаются от условий работы преподавателей и медработников», работников вредных производств и жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий. Для этих категорий должен быть сохранен льготный стаж.

Как отметил глава СПЧ Михаил Федотов, важно и скорректировать термины. Он предложил называть пособия вышедших на заслуженный отдых не пенсиями по старости, а пенсиями по возрасту. «Меня лично обижает, что период жизни после назначения пенсии называется периодом дожития. Того и гляди период по истечении 10 лет с момента назначения пенсии наши законодатели назовут периодом злостного уклонения от смерти», – заметил Федотов.

Глава СПЧ считает, что принципиальный недостаток пенсионной системы – «ее хроническая нестабильность», что не вселяет уверенности работающим в завтрашнем дне.

Необходимой мерой повышения стабильности пенсионной системы Федотов назвал противодействие серым зарплатам. Он также предложил «тщательным образом проверить эффективность расходования средств самого Пенсионного фонда».

«То, что нынешнюю пенсионную систему надо менять, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. В нынешнем виде она может гарантировать большинству пенсионеров, мягко говоря, лишь очень скромный достаток. Например, моя трудовая пенсия при наличии полувекового трудового стажа, высших ученых степей, научных званий, дипломатических рангов и т. д. равняется всего лишь 26 тысячам рублей», – заявил глава СПЧ.

При этом, по словам Михаила Федотова, «реформа не должна быть для людей обидной: нельзя у людей забирать то, что им дано было ранее». Он предложил «увязать пенсионную реформу с уровнем реального дохода людей». Иначе говоря, Федотов полагает, что «того, кто едва сводит концы с концами, не нужно заставлять продлевать свою трудовую деятельность на дополнительные годы». «Тому, кто хорошо зарабатывает, нужно дать возможность продолжать трудиться и, следовательно, хорошо зарабатывать настолько долго, насколько позволят ему здоровье и желание. Если он когда-то пожелает выйти на пенсию, то ее размер будет весьма солидным», – резюмировал Федотов.

Все предложения, озвученные сегодня членами президентского Совета по правам человека, будут направлены в Госдуму.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.