Не успел на Кубани начаться сезон уборки урожая, как стали появляться сообщения о рейдерских захватах. Пшеницу, сою и другие сельскохозяйственные культуры зачастую собирают те, кто их не сеял. Кто и как притесняет фермеров – в материале «ФедералПресс».
Оставили без урожая
Фермер из станицы Воронцовской Динского района Ренат Хасанов рассказал о том, что в августе на его поле приехало несколько комбайнов и КамАЗов. Спортивного вида ребята встали на въездах на участок, никого не пускали. Комбайнеры принялись убирать подсолнечник. «Работали до тех пор, пока не собрали весь урожай, – рассказывает фермер. – Участок у меня небольшой, всего 100 гектаров. Планировал, подсчитывал собрать порядка 250 тонн. Если бы продал, заработал бы около двух миллионов рублей».
По словам фермера, теперь ему предстоит не только подсчитать убытки, но и участвовать в затяжных судебных тяжбах, чтобы сохранить свой урожай в будущем. Ренат Хасанов предполагает, что ему противостоит одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий России, которое и могло иметь отношение к захвату неизвестными выращенной продукции.
Агрессивные агробизнесмены
К потере его урожая может иметь отношение концерн «Покровский», против аграрной политики которого неоднократно выступали фермеры Кубани. По их мнению, компания ведет агрессивную линию развития, в результате которой жители вынуждены ходить по судам.
Сегодня основные активы донской компании сосредоточены не только в аграрном бизнесе, сахарной промышленности, мясопереработке, но и в строительстве недвижимости. Стоит отметить, что «Покровский» уже фигурировал в ряде скандалов, связанных с отъемом земли и угрозами в адрес фермеров, которые вынуждены ходить по судам, так как не могут спокойно пользоваться своими участками по прямому назначению.
А «Покровский» упоминался в скандале в сахарной отрасли Кубани. В частности, с уголовными делами вокруг «Каневсксахара». На экс-руководителя предприятия Павла Игнатенко завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). Он был обвинен в хищении имущества сахарного завода через фирмы-однодневки.
По словам самого Павла Игнатенко, он заключил договор о поставках семи тысяч тонн сахара фирме «Агроиндустрия» с отсрочкой платежа. Товар был доставлен в ноябре 2012 года, а деньги перечислили лишь весной 2013-го. Эту недостачу и обнаружили представители «Покровского», которые на тот момент являлись кредиторами «Каневсксахара». Суд принял решение о виновности Павла Игнатенко, назначив ему наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет. Ну, а сейчас «Каневсксахар» входит в состав комбината «Покровский».
В Ейском районе концерн начал скупать земельные доли у бывшего СПХ «Советское». Как и любое предприятие сельскохозяйственного сектора, «Покровский» (на тот момент «Маяк» – прим. «ФедералПресс») хотел заполучить как можно больше земли по выгодной цене. Аналогичное желание возникло и у действующего арендатора земельного участка – компании «Волготрансгаз-Ейск». С 2008 года длились споры и судебные тяжбы. Некий Булгак, действуя в интересах «Маяка», скупал участки, несмотря на то что фермеры имели договоры аренды с компанией «Волготрансгаз-Ейск». В марте 2010 года суд вынес решение в пользу кубанской компании. Спустя восемь лет после принятия решения один из пайщиков, восстановив сроки, обращается в суд, что дает право людям, имеющим отношение к ростовскому агрохолдингу, начать разбирательства с самого начала.
Конфликт между «Колосом» и «Воронцовским»
Сегодня «Покровский» фигурирует в конфликте за землю в Динском районе (https://openrussia.org/notes/706210/). Жертвой именно этой войны считает себя Ренат Хасанов. По его мнению, донская компания намеревается не столько ущемить его интересы, сколько продолжить споры с ОАО «Воронцовское» за землю СПК «Колос», которые длятся с 2013 года. Когда в 1992 году колхоз «Путь к коммунизму» был реорганизован в «Колос», фермеры получили паи размером 2,8 га на каждого. При этом у главы сельхозкооператива Николая Стародуба оказалось 500 га земли. Это решение принималось незначительным количеством пайщиков, несмотря на то что их было 600.
И именно «воронцовские» при участии администрации Динского района предложили пайщикам в 2013 году условия, при которых последние не только сохраняли землю, но и получали арендные платежи, выраженные в натуральном эквиваленте. «Колос» реорганизован и войдет в состав концерна «Покровский», который не имеет отношения ни к Динскому району, ни к пайщикам. Юрист же, которого они наняли, ранее уже был замечен в делах, лоббируемых концерном «Покровский». Используя простых людей и раздувая скандал, представители «Колоса» стремятся захватить еще 4,8 тыс. га», – отмечали сторонники «Воронцовского», комментируя в том году очередную жалобу со стороны «Колоса» на решение суда (https://openrussia.org/notes/706210/).
В сентябре 2013 года суд признал такое разделение земли не соответствующим действующему законодательству, восстановив границы и целостность земли «Колоса». «Как установлено и следует из материалов дела, СПК «Колос» не доказал факт правомерного выделения земельных участков», – отмечается в апелляционном определении Краснодарского краевого суда.
К слову, судьба сотрудника администрации станицы Нововеличковской Сергея Петрова, который выступил организатором собрания пайщиков для того, чтобы оформить договоры аренды между фермерами и «Воронцовским», сложилась так же, как и у директора «Каневсксахара», – на него завели уголовное дело.
Кто покровительствует «Покровскому»?
Ренат Хасанов предполагает, что схемы захвата земель фермеров давно известны и не отличаются оригинальностью. «Как правило, на них внедряют горе-инвесторов. Они «умело» доводят до банкротства завод, ферму, кооператив или любую другую компанию агропромышленного комплекса, которая до этого работала и развивалась вполне благополучно. Затем во время процедуры банкротства, опираясь на содействие конкурсных управляющих, их пособников-кредиторов и организаторов торгов, имущество и земли предприятия за бесценок достаются более крупным игрокам. Несговорчивые агробизнесмены – будь то фермеры, директора сельскохозяйственных предприятий, муниципальные или государственные служащие – становятся жертвами уголовного преследования», – отмечает Ренат Хасанов.
Примечательно, что комбинат «Покровский», как и некоторые крупные игроки рынка, уже скупал обанкротившиеся предприятия. «Интересно, что все уголовные дела, которые были возбуждены в отношении руководителей ферм, хозяйств или заводов, когда рядом находились представители «Покровского», находятся под пристальным вниманием силовой структуры», – уточнил Ренат Хасанов.
Не гнушается «Покровский» привлекать для защиты своих интересов медийных юристов. Например, интересы «Колоса» защищает знаменитый московский адвокат Шота Горгадзе. В интервью одному из российских СМИ он заявил, что СПК «Колос» успешно развивался, пока не пришли рейдеры из «Воронцовского» и не лишили «сотни человек права работать на их же земле, полученной за годы тяжелого труда в колхозе».
Противостояние «Воронцовского» и «Колоса», за которым стоит холдинг «Покровский», продолжается. Финал этой борьбы пока предсказать крайне сложно. При этом мелкие фермеры и крупные агрохолдинги используют достаточно агрессивные методы для защиты своих земель и урожаев.
Остается только предполагать о степени влиятельности комбината «Покровский», а также о том, куда может завести борьба за урожай и кубанскую землю. Так же как остается только догадываться о количестве фермеров, которые могут пострадать в этом противостоянии.
Фото: pixabay.com