На Ямале продолжают обсуждать новый случай насилия в школе-интернате в поселке Гыда. Учреждение специализируется на обучении детей кочевников. Недавно школа оскандалилась: учитель таскала школьника за волосы и била головой об стол. А год назад там же ученики угрожали педагогу оружием. Это не единичные случаи агрессии и насилия в ямальских школах. Как правило, эти инциденты стараются замалчивать, но некоторые факты попадают в СМИ и к правоохранительным органам. Что происходит в учебных заведениях Ямала, откуда у школьников и учителей такая жестокость и как с ней бороться – в материале «ФедералПресс».
Скандальный интернат
В октябре в МКОУ «Гыданская школа-интернат среднего общего образования» Тазовского района Ямала произошел случай, вызвавший широкий общественный резонанс. В СМИ и соцсетях обсуждают, как учительница таскала второклассника за волосы и била головой о парту. В СК РФ по ЯНАО подтвердили факт физического насилия над ребенком, не пояснив, что именно с ним делали. Следователи до сих пор проводят по данному факту проверку.
После того, как информация попала в СМИ, на интернат обрушилась критика. Сейчас сотрудники учебного заведения отказываются разговаривать с журналистами. На просьбу анонимно поведать об инциденте один из педагогов интерната заявила «ФедералПресс», что всю информацию распространяет «желтая пресса». От дальнейших комментариев сотрудница отказалась.
В прошлом году в СМИ появилась шокирующая информация, что старшеклассники этого же интерната избили педагога и угрожали ему оружием. Одного подростка отправили в колонию на 1 год и 3 месяца, десять должностных лиц привлекли к ответственности. После чего интернат сменил старое здание на новое, построенное ПАО «НОВАТЭК». Более того, школу признали одной из лучших в России по уровню оснащения. Но, судя по всему, это не спасло интернат в Гыде от новых скандалов.
Депутат заксобрания ЯНАО Иван Вершинин заявил «ФедералПресс», что Гыда – поселок небольшой, изолированный и отдаленный, а дети тундровиков – непростые, но это не оправдывает того, что там происходит.
«Физическое наказание – недопустимо. Ни в каком учебном заведении, ни под каким предлогом, ни по какой причине. Моя позиция как депутата и человека заключается в том, что нужно разбираться с подобными случаями», – подчеркнул Иван Вершинин.
Парламентарий уже направил запросы в окружную прокуратуру и Следственный комитет, а сам в ближайшее время планирует съездить в интернат, чтобы лично оценить ситуацию.
«По поводу всего образовательного процесса вопрос нужно задавать не только преподавателю, но и администрации Тазовского района, и главе поселка Гыда. Поселок небольшой, там все друг друга знают. А замалчивание не решает проблему, а усугубляет ее», – считает Иван Вершинин.
«Удары указкой по голове – это не редкость»
Случаи насилия зафиксированы не только в этом интернате. Так, в 2018 году общественность потрясло ЧП в Лабытнанги, где 15-летняя школьница избила ногами одноклассницу, а другие ученики смотрели и снимали все на телефон. Девушка попала в больницу, а потом перевелась в другую школу.
О насилии в учебных заведениях ЯНАО «ФедералПресс» рассказал и житель одного из сел, просивший сохранить анонимность. Он уже окончил школу-интернат, но все равно с ужасом вспоминает годы учебы. По его словам, сам он «нередко получал от учителей указкой по голове», несколько раз его «прокатили по стене спиной».
«Был случай, когда в классе было холодно, а учительница сидела в шубе. Я пошел в раздевалку и тоже надел пальто. Педагог разозлилась и ударила меня по голове указкой. После этого учитель попыталась вышвырнуть меня за дверь, но получилось обратное – я ее вытолкнул. В итоге вызвали комиссию по делам несовершеннолетних. Тогда я доказал вину педагога, но меня невзлюбили учителя и воспитатели. Я окончательно озлобился и начал в открытую подговаривать два наших (ненецких) класса к конфронтации с педагогами. Итог печален – в девятом классе меня исключили. Даже на порог школы больше не пускали», – вспоминает ямалец.
Иван Вершинин допускает, что такие случаи происходят во многих учебных заведениях. Но презумпцию невиновности никто не отменял. «Нужно апеллировать к фактам. Стало известно – разбираемся. Если выясняется, что это происходит часто, то тогда можно делать вывод, что надо менять систему, чтобы таких случаев больше не происходило», – считает народный избранник.
«Не нравится – работай в другой сфере»
В то же время опрошенные «ФедералПресс» специалисты отмечают, что проблема школьного насилия распространена по всей России. По их мнению, нельзя винить в этом конкретное учебное заведение. Причины могут быть самые разные.
«К сожалению, буллинг – довольно распространенное явление. Провоцируют насилие взрослых, как правило, нерешенные личные проблемы. Если дети стали неуправляемыми, то в первую очередь нужно знать причину. Возможно, ее сможет определить психолог», – заявила «ФедералПресс» кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы РГППУ Наталья Титова.
А психолог Елена Турлина считает, что никакое поведение ребенка не оправдывает насилие со стороны взрослого.
«Я сама работаю в сложной структуре – с замещающими семьями, то есть с теми, кто взял детей из детских домов. Это сложные дети. Но педагогов, проявляющих агрессию к ребенку, не оправдывает ни маленькая зарплата, ни условия, в которых он работает. Не нравится, чувствуешь, что работаешь на пределе, – иди в другую сферу работать. Будет меньше последствий для окружающих. Что касается ситуации в ямальской школе, то тут, скорее всего, – сочетание сложного поведения ребенка и личностных качеств взрослого, его некомпетентности», – заявила Елена Турлина.
По ее словам, если ребенок действительно непростой, то нужно ставить вопрос о переводе его в другую школу либо о посещении невролога, чтобы сделать заключение о его психическом состоянии.
Беда по всей стране
Что касается агрессии между школьниками, отметила Турлина, то это также не проблема конкретной ямальской школы. И, чаще всего, по ее словам, на это есть ряд причин.
«Во-первых, это семейные неурядицы. Необязательно пороть ребенка, чтобы он вырос агрессивным. Если игнорировать его, то он будет добиваться внимания всеми доступными способами. Если оказывать на него сильное эмоциональное давление, то он может потом сам проявлять агрессию к тем, кто младше и слабее. Во-вторых, корни проблемы могут быть в социуме. Например, в обществе, где обитает ребенок, приняты негласные стандарты обращения друг с другом – ходить «двор на двор». Ребенок реализует то, что принято», – пояснила психолог.
По мнению Елены Турлиной, предотвратить внутришкольные конфликты может работа с родителями.
«Люди нередко воспитывают детей так, как воспитывали их. Они думают: «Раз меня били и я вырос человеком, то и я должен бить своего ребенка». Или так: «Нужно давать детям больше негатива, чтобы они привыкали к жизненным трудностям». В итоге это приводит к определенным последствиям. Нужно вести работу с семьями и рассказывать, как воспитывать детей, что можно делать, а что – нельзя. Пока этого нет, родители могли бы и сами узнавать больше о воспитании, активнее изучать вопросы детства», – считает Елена Турлина.
Что касается учебных заведений, говорит эксперт, то в них обязательно должен работать психолог.
«Несколько лет назад пошло веяние, что психологов стали сокращать за ненадобностью. Это неправильно. Я общаюсь в этой среде – ставки психологов начали постепенно возвращать в школы. Это не значит, что это искоренит проблему жестокости. Но такой специалист может оказать профилактическое влияние. Он нужен!» – заключила Турлина.
Фото:pixabay.com, скрин сYouTube,Иван Вершинин.
Детская агрессия