Календарная зима началась полторы недели назад, но горнолыжный сезон уже больше месяца как открыт. Настоящая Мекка для сибирских любителей горных лыж и сноуборда – это Шерегеш, который ежегодно привлекает под миллион туристов. Нынешний год для кузбасского курорта может стать определяющим в плане развития, но областные власти пока не могут найти консенсус между крупными инвесторами и местными предпринимателями. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Местный бизнес выступает в роли агнцов»
Нынешний горнолыжный сезон Шерегеш встретил на перепутье. Во всяком случае, так утверждают собственники бизнеса, который расположен на курорте. Летом обанкротился один из операторов сектора Е – спортивно-туристический комплекс «Шерегеш». По информации от источника, знакомого с ситуацией, в секторе Е сейчас идет передел частной собственности, которая принадлежала компанию-банкрота. «Подъемник выкупили некие инвесторы – они бодаются с банком-кредитором. В эти столкновения никто не хочет лезть, потому что себе дороже», – уточнил источник.
На секторе А разворачиваются не меньшие страсти. Генеральный директор «Кузбасской топливной компании» Игорь Прокудин, много лет вкладывавший личные средства в развитие курорта, готов перестроить туристический комплекс. С другой стороны, этой «перестройке» активно сопротивляются местные предприниматели, у которых свой малый бизнес у подножия горы в виде закусочных, гостиниц и сувенирных лавок.
Предприниматель Станислав Козырев, чьи пункты проката горнолыжной экипировки находятся в Шерегеше, считает, что противостояние несправедливо. «По большому счету, олигархи как Прокудин – единственные, кто развивает курорт. В этом году были сданы три новых подъемника. Без этого развития и не появились бы те условия, в которых работают местные предприниматели. Об этом почему-то принято забывать. Не принято говорить спасибо олигархам», – рассказал Козырев.
Местные предприниматели не верят Прокудину и тем более планам о «европейском стандарте». «Этим фантазиям на тему развития Шерегеша по мировому уровню не один год. Но какие бы проекты не составляли, никто не знает, как привлечь зарубежных инвесторов. Что касается Прокудина, то он хочет здесь быть монополистом и владельцем земли в секторе А, все это он лоббирует в администрации Кемеровской области. Местный бизнес хотят видеть в роли агнцов, которых готовы принести в жертвы якобы ради всеобщего процветания – снести их объекты и отдать землю одному человеку. Хотя это мы предлагаем полностью перестроить занимаемую площадь под альпийский формат», – поделился горькими эмоциями бизнесмен Вячеслав Чернов.
«Мы должны согласиться со сносом с туманными перспективами»
Под жертвенностью Чернов, по его словам, понимает план областных властей, согласно которому специальная комиссия будет оценивать имущество предпринимателей, выплачивает компенсацию за снос объектов и предлагать занять соразмерные торговые площади в отдельном здании, которое возможно будет построено кем-то из инвесторов. Правда, заметил Вячеслав Чернов, без конкретики о правах владения.
«Фактически мы должны согласиться со сносом с туманными перспективами. Если не соглашаемся, то тогда они запускают механизм принудительного изъятия земельных участников. В этом случае вся земля, которая сейчас принадлежит местным предпринимателям, выставляется скопом на аукцион, а мы получаем компенсацию исходя из их представления, как это выглядит», – уточнил предприниматель.
В возможном конфликте малого бизнеса и власти подразумевается участие третейского судьи. В кемеровском областном отделении «Опоры России», организации, которая представляет интересы предпринимателей, ответили, что могут помочь в диалоге, но время не вернуть назад. «Насколько я знаю, их предупреждали два года назад, что есть генеральные планы по развитию курорта, что будет составляться кадастровая карта Шерегеша. Никто не это не воспринял, все пытались отвоевать свое, а не договориться», – развела руками исполнительный директор Мария Старинчикова.
У областного бизнес-омбудсмена Елены Латышенко, по ее словам, «двойственное отношение к проблеме». «Есть закон и его надо соблюдать. Если мы говорим о приведении данного курорта к мировым стандартам, как должно выглядеть, безопасность, инфраструктура, чтобы повысился поток туристов, потому что есть вопрос даже не про водоотведение и канализацию, а о доступности для служб спасения. Пока же видим хаотичную точечную застройку без соблюдения санитарных зон. С другой стороны, любые изменения должны появляться только при взаимодействии малого и среднего бизнеса, крупных инвесторов и власти, чтобы никто не переходил другому дорогу. Не нужно забывать о малых предпринимателях, вне зависимости, общепит или сувенирка. При наличии диалога власти и бизнеса, курорт будет являться хорошим ресурсом для развития», – разложила ситуацию уполномоченная по правам предпринимателей в Кемеровской области.
«В гости позвали, а пол – не вымыли»
Пока же Шерегеш в его нынешнем состоянии воспринимается как курорт окружного значения, не выходящий за пределы СФО. Этому способствует все же более низкая ценовая категория, по сравнению с Красной Поляной, и проблема с транспортной доступностью. Решение последнего вопроса могло бы, по мнению шерегешского предпринимателя, пожелавшего остаться неназванным, увеличить поток туристов в разы, но «в плане аэропорта и скоростных электричек ничего меняется, кроме слов от руководителей региона». Существуют и другие, менее озвучиваемые проблемы.
«Изменения числа крупных игроков, планы Прокудина, кадастр – это все вопросы крупного бизнеса. Но никто не хочет замечать текущих вопросов с инфраструктурой, это касается дорог внутри поселка, водоснабжения, канализация и тепла. Последний вопрос – самый важный. Бог с ними, с дорогами, местное население их ремонтирует за свой счет. Все дома, что строятся здесь в последнее время, топятся в основном углем, потому что это самый дешевый способ отопления. Из-за этого сильно страдает экологическая ситуация, но это почему-то никто не замечает», – рассказала владелица гостиничного бизнеса Татьяна Тарасова.
Факт, что «не замечают» может быть связан с желанием областных властей и крупного бизнеса все же переформатировать курорт и войти в «высшую лигу» игроков, стать участниками неформального объединения по горнолыжному туризму, которое курирует союз операторов туриндустрии. Вице-президент союза Юрий Барзыкин заочно назвал Шерегеш «не конкурентом для Красной Поляны и Приэльбрусья», но понадеялся, что в скором времени кузбасский курорт примкнет к обсуждению вопрос по визам для иностранных туристов и законодательного регулирования по инструкторам и проводникам.
«Хотя в прямом виде Шерегеш ни с кем не конкурирует, но он предоставляет отличную от других маркетинговую политику. Такая разница только пойдет на пользу потребителя со всей России. Кто лучше формирует продукт и продвигает его, тот и побеждает, тому и больше туристов достается», – убежден Барзыкин.
Увеличение турпотока, наверное, пойдет на пользу всем сторонам в Шерегеше – крупным инвесторам, областной власти и малым предпринимателям. «Только все же хотелось бы перед реализацией новой концепции решить вопрос с канализацией и углем. Иначе получится, что в гости позвали, а пол – не вымыли», – заметила Тарасова.
Фото: РИА «Новости» / Александр Кряжев.