Защита арестованного начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова накануне подала апелляционную жалобу в Ленинский суд Екатеринбурга на арест высокопоставленного железнодорожника. Миронову уже предъявлено обвинение в получении взятки, он помещен в СИЗО. О том, что известно в запутанном коррупционном деле топ-менеджера СвЖД, – в материале «ФедералПресс».
Алексей Миронов, возглавляющий свердловский филиал РЖД СвЖД, был задержан вечером 13 декабря. «ФедералПресс» – первым написал о задержании. По одной из версий, задержание начальника СвЖД произошло в Москве, где он находился в командировке, по другой, озвученной источниками издания, близких к расследованию, – Миронова задержали по возвращении из столицы в здании Уральского следственного управления на транспорте СКР, куда его «пригласили на разговор».
Известно, что перед задержанием в кабинете Миронова в здании на Челюскинцев,11 и, предположительно, в его доме прошли обыски. Ему инкриминируется «получение должностным лицом лично взятки в виде незаконного оказания услуг имущественного характера за покровительство по службе в крупном размере». Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на 12 лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки. Расследование уголовного дела в отношении главы свердловской железной дороги ведут следователи УрСУТ, однако деталей пока не раскрывают.
Кто такой Алексей Миронов?
Алексей Миронов родился в казахстанском городе Джамбул. В 1986 году он окончил Ташкентский институт железнодорожного транспорта по специальности «Вагоностроение и вагонное хозяйство». С 1988 по 1994 годы Миронов работал в Среднеазиатской железной дороге: старшим инспектором по сохранности дорожного парка, дежурным по станции и поездным диспетчером. В 1994 году его перевели в Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги. Здесь он до 2001 года проработал на нескольких руководящих должностях, после чего был назначен на должность начальника Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги.
В 2006 году Алексей Миронов возглавил департамент по управлению перевозками РЖД, а через три года руководство компании перевело его на должность руководителя Центральной дирекции управления движением.
В Екатеринбург Миронов переехал в 2011 году, чтобы стать начальником свердловского филиала РЖД СвЖД. При этом, по неофициальной информации, Миронов считался ставленником тогдашнего губернатора Александра Мишарина. Через некоторое время депутаты Заксобрания инициировали несколько проверок, направленных скорее на губернатора, который сам ранее руководил СвЖД. Парламентарии, проверяя окружение главы региона, пытались выяснить, нет ли коррупционной составляющей в сотрудничестве «дочки» РЖД «Второй грузовой компании» и частного «ТрансСиб-Урала». Несколько лет назад эта связка обеспечивала работу основной части дорожно-кольцевых маршрутов, вывозящих щебень со Среднего Урала на стройки северных регионов УрФО.
Позже депутатов интересовала личность Майи Бутко – менеджера по ключевым клиентам на полигоне Свердловской и Южно-Уральской дорог в территориальном управлении Центра фирменного транспортного обслуживания. СМИ сообщали, что Бутко является супругой Алексея Миронова.
В чем его обвиняют?
Сразу после задержания в СМИ появилось сразу несколько версий случившегося. По одной из них, «дело Миронова» могло быть связано с расследованием в отношении бывшего полковника полиции Дмитрия Захарченко, который два года назад был обвинен в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствовании осуществлению правосудия. Предполагалось, что силовики заинтересовались Мироновым в рамках проверки деятельности одной из крупнейших компаний в сфере транспортного строительства «РЖД-строй». По другой версии, сразу после задержания Миронова, его могли подозревать в получении взяток от владельца одной из московских ресторанных сетей, а также препятствовании правосудию – Миронов ранее якобы сообщил представителям «Нота-банка» о готовящихся у них обысках.
Однако на суде по избранию меры пресечения, который проходил в закрытом режиме, стало известно, что заявление на Миронова написал руководитель строительной фирмы «Строй Тикс» Евгений Савранин.
«Это циничная провокация. Я как начальник Свердловской железной дороги никому не представляю угрозы. Как я могу давить на следователей, если есть целая система контроля? Провокацию в отношении меня организовали товарищи Савранин, Окулов и Широков, возглавляющие компанию «Строй Тикс». И совершенно очевидно – это три судимых человека. Савранин судим за убийство, отбывал в колонии семь лет. После того, как я сделал жесткие выводы в отношении этой компании, «Строй Тикс» лишился извращенной финансовой устойчивости», – заявил на суде Миронов.
По окончании суда Миронов, пытаясь докричаться до журналистов, говорил, что сторона защиты была готова предоставить следователям платежные поручения на 650 тыс. рублей. Речь, как выяснилось впоследствии из слов собеседников «ФедералПресс» в окружении Алексея Миронова, шла о квитанциях, под которыми стоят его подписи, на 250 тыс. и 400 тыс. рублей об оплате компании «Премиум» дизайн-проекта жилого дома.
Так же со слов источников агентства в силовых структурах стало известно, что Миронова обвиняют в том, что в 2015 году он получил от Евгения Савранина взятку за общее покровительство в виде оплаты услуг компании «Премиум», которая разработала проект дома Миронова в Подмосковья.
По информации ряда СМИ, общая стоимость услуг составила 725 тыс. 595 рублей.
Сторона защиты и сам Миронов утверждают, что договор об оказании услуг с компанией «Премиум» подозреваемый заключал без посредников, как физическое лицо, и что у них есть соответствующие документы.
Кроме того, Миронов на суде заявлял, что никаких прямых контактов с руководством «Строй Тикса» у него никогда не было, и, соответственно, он не мог обещать предпринимателям выгодные подряды.
«Я договор заключал с «Премиум», а не с Савраниным, я с ним вообще не знаком лично. С РЖД у него нет прямых договоров, он работает как субсубподрядчик. Почему факт возник в сейчас, в 2018 году, хотя прецедент был в 2015-м? Все эти факты говорят о несостоятельности предъявленных обвинений и четком злом умысле – дискредитации. А заключение под стражу по данным обвинениям указывает на слабость и необоснованность расследования», – говорил на суде Миронов.
Кто такой Евгений Савранин?
Со слов самого Миронова и представителей обвинения известно, что заявителем и главным свидетелем в деле железнодорожника является глава строительной фирмы «Строй Тикс» в Екатеринбурге Евгений Савранин. По данным системы «Контур.Фокус», Савранин имеет отношение к двум компаниям с названием «Строй Тикс». В одной из них он является учредителем (выручка компании за прошлый год составила 67,3 млн рублей при чистой прибыли 218 тысяч), в другой – директором (у компании в 2017 году нулевой оборот).
Комментируя заявление Миронова, сделанное им в суде, Савранин в разговоре с представителями СМИ подтвердил, что действительно, в 2004 году был осужден за причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть человека. Однако, по его словам, он «возместил полностью моральный вред потерпевшим, был условно-досрочно освобожден почти 10 лет назад».
Слова Миронова о том, что с Савраниным он прямых отношений не имел, предприниматель объясняет сложностью якобы выстроенной Мироновым коррупционной цепи.
Первая ласточка?
Отметим, что ранее ряд скандалов в структуре РЖД уже попадали в прессу. Так, например, в марте 2017 года Серовский транспортный прокурор Юрий Гавриловский совместно с Роспотребнадзором добился наказания для РЖД в виде штрафа на 100 тыс. рублей за нарушения в железнодорожном дворце культуры в Серове (официально – Нижнетагильского социально-культурного центра структурного подразделения Дирекции социальной сферы СвЖД). Проверяющие обнаружили в кафе ДК просроченные продукты, антисанитарию и продукцию неизвестного происхождения (без маркировки). Об этом сообщало издание «Серовский рабочий».
В том же году, в интервью серовскому изданию «Глобус» Гавриловский рассказал, что в результате проверок на объектах железнодорожного транспорта были вскрыты факты осуществления коммерческими организациями погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам без лицензии, эксплуатации локомотивов с неисправными средствами пожаротушения, неисправной системой подачи песка, а также многочисленные нарушения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
«По постановлению прокурора ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 тыс. рублей в связи с не принятием мер к проведению экспертизы промышленной безопасности железнодорожной сливо-наливной эстакады на Базе топлива», – отметил прокурор.
Также СМИ сообщали о долгах за использование СвЖД муниципального помещения на улице Ильича, 50 А в Екатеринбурге. По информации в прессе, объект на протяжении нескольких лет использовался без внесения арендной платы в городскую казну. В результате Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) обратился в суд и с РЖД было взыскано свыше 300 тыс. рублей долга.
Все эти события по отдельности может быть и не представляют особого интереса, однако все вместе, наверное, могут послужить интересной иллюстрацией к положению дел на свердловской железной дороге.
Что касается коррупционных скандалов, то стоит вспомнить о громком деле теперь уже бывшего руководителя Забайкальской железной дороги Валерия Фомина, ранее работавшего на СвЖД в должности первого заместителя руководителя при Александре Мишарине, а позднее при его сменщике – Владимире Супруне. В 2007 году Фомин даже временно исполнял обязанности главы СвЖД, в 2011 он рассматривался как один из наиболее вероятных кандидатов на должность руководителя, но им стал Алексей Миронов. В мае этого года Фомин был приговорен судом к шести годам колонии общего режима и штрафу в 900 тыс.рублей. Обвинительное заключение против Фомина насчитывало 700 листов. Следствие выявило в его деятельности 12 преступлений, из которых одно (коммерческий подкуп) особо тяжкое, семь тяжких, остальные — средней тяжести.
Согласно материалам дела, в июле 2015 года Фомин через посредника незаконно получил Toyota Land Cruiser 100 в качестве подарка за заключение с логистической компанией «РесурсТранс» договора на обслуживание и общее покровительство ей.
Кроме того, следствие считает, что Фомин в 2013 и 2015 годах незаконно устроил своего сына на одну из должностей на ЗабЖД, на которой тот получил в качестве заработной платы и премий более 5 млн рублей.
Также, как полагает следствие, Фомин в личных целях использовал служебно-технический вагон, причинив этим ущерб в 800 тысяч рублей. Еще 700 тысяч рублей ущерба следствие насчитало в виде махинаций с командировками, в которые бывший начальник дороги ездил со своим сыном и водителем.
Можно ли считать дело Миронова началом кампании против железнодорожников? Скорее, да, чем нет. Так, например, как сообщил «ФедералПресс» источник, знакомый с ситуацией, но пожелавший остаться неназванным, у силовиков уже давно есть интерес к начальнику депо «Свердловск-Сортировочный».
«Его давно пытаются закрыть, но ...», – отметил собеседник агентства. По некоторой информации, речь может идти о фиктивном трудоустройстве своих знакомых и родственников.
«Если об интересе силовиков к РЖД не писали СМИ, это не значит, что его не было. Внимание было всегда, такого, что РЖД не трогали, а теперь трогают, нет. Вопрос в том, есть ли доказательная база, очень много фактов не подтверждается. В моем юридическом мире это абсолютно нормальная ситуация, нормальный состав, как бы цинично это ни звучало. Вопрос в доказательной базе, а место работы человека не влияет на квалификацию. Наличие шильдика РЖД не является основанием ни для смягчения, ни для ужесточения приговора», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» адвокат Иван Кадочников.
Фото: пресс-служба Следственного комитета РФ