Южноуральские эксперты городской инфраструктуры забили тревогу. По их мнению, Челябинск остался единственным в России миллионником, в котором пассажиры с трудом дожидаются автобусов, при этом все центральные дороги заполнены маршрутками. На 400 действующих трамваев, троллейбусов и автобусов приходится, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч маршрутных такси. «ФедералПресс» разбирался, есть ли шансы, что ситуация на челябинских дорогах в ближайшие годы изменится.
Альтернативы опасным маршруткам нет?
Каждый день в центре Челябинска можно наблюдать типичную картину: к остановкам вереницей подъезжают по пять-шесть маршрутных такси разных мастей, от ржавых пазиков до относительно новых «Фордов». Пространства на обочине им всем не хватает, и водители занимают две, а то и три полосы, перекрывая движение остальному транспорту. Если в это время появляется редкий для этих мест гость, автобус, то он банально не может проехать на свою остановку, которая, как правило, расположена чуть дальше. Водитель вынужден ждать, пока не исчезнет пробка, и терять время, продолжая при этом подрывать веру пассажиров в общественный транспорт.
На муниципальных остановках одиноко выделяются фигуры пенсионеров, им поневоле приходится ждать автобусы и троллейбусы, ведь только в них предусмотрен льготный проезд. Зато на стоянках для маршрутных такси яблоку негде упасть. Студент Константин Козлов признается, что предпочитает автобусы, но вынужден ждать маршрутку. Опасается, что муниципального транспорта может так и не дождаться.
«Я часто бываю в Екатеринбурге, там есть метро, по центру ходят автобусы, троллейбусы и трамваи, маршрутных такси вообще не видно. Гораздо лучше было бы, если в Челябинске регулярно ходил общественный транспорт, воздух был бы чище, пробок меньше. Но реальность такова, что мне приходится ждать маршрутки, на которых я, по правде говоря, опасаюсь ездить», – рассказывает«ФедералПресс» Константин Козлов.
«Я на маршрутках обычно езжу. Они чаще ходят и быстрее. Мы уже привыкли к ним. Может быть, если появится больше автобусов, будем ездить на них, но пока никаких изменений не видно», – делится мыслями Лариса Макарова.
«Часто путешествую, была во многих городах Европы. Там очень стабильно ходит общественный транспорт, чистые и удобные салоны и вагоны. Маршруток там я не видела ни разу, они встречаются обычно где-нибудь в бедных юго-восточных странах или том же Египте. Видимо, Челябинск находится на их уровне», – описывает ситуацию Наталья Воронина.
Отдельно можно рассказывать об отношении к маршрутным такси автолюбителей. Они жалуются на непредсказуемость в действиях водителей микроавтобусов.
«Про обезьяну с гранатой – это не о женщинах говорят, это о водителях маршруток. Они все время подрезают друг друга, вылетают с обочины сразу в средний ряд, устраивают соревнования друг с другом, кому достанутся деньги клиента. Слышал, что водители маршруток попадаются пьяными, ведь их не проверяют перед выездом», – высказывает свое негодование автолюбитель Виктор Петров.
«У меня рядом с домом водители маршрутных такси устроили стоянку у светофора. Паркуются в два ряда. В утренние часы, когда люди едут на работу, образуются заторы. При этом нельзя предугадать, когда из этой стоянки стартанет очередная маршрутка, это всегда происходит неожиданно. Вот я и не успела затормозить, попала в аварию. Пока машину ремонтируют, езжу на маршрутке», – рассказывает Елена Горбунова.
В пресс-центре ГИБДД Челябинской области подтверждают, что маршрутное такси далеко не безопасный вид транспорта. Аварии с их участием случаются практически каждую неделю, в 2018 году произошло около 150 ДТП. Один из самых резонансных случаев запомнился по 2013 году, когда маршрутка с полным салоном пассажиров вылетела за бордюр плотины и провалилась под лед. Только по счастливому стечению обстоятельств тогда никто не погиб.
«Челябинск остался в девяностых»
Корреспондент «ФедералПресс» провел эксперимент: находясь на остановке, подсчитал, сколько маршрутных такси в среднем приходится на каждый автобус или троллейбус. Оказалось, что по 15–20 штук. По мнению эксперта в сфере городской инфраструктуры Якова Гуревича, реально ситуация еще хуже. Ведь на 100 курсирующих по Челябинску автобусов только по официальным данным приходится две тысячи маршруток, но учтены далеко не все.
«На самом деле, их насчитывается порядка пяти тысяч, потому что две тысячи не в состоянии перевезти всех пассажиров, а народ каким-то образом добирается до работы. Да, маршрутки понадобились в девяностые годы, но сейчас все города-миллионники России используют на центральных улицах только крупный транспорт, от маршруток практически избавились. Челябинск так и остался в девяностых, к нам даже приезжают известные урбанисты на экскурсии из Франции, США. Смотрят, как нельзя обращаться с транспортной системой города, а потом читают лекции и приводят Челябинск в качестве негативного примера», – делится своими мыслями Яков Гуревич.
Говоря о всемирно известных урбанистах, Яков Гуревич прежде всего имел ввиду профессора пенсильванского университета Вукана Вучика. Он побывал в Челябинске в 2013 году и даже прокатился на маршрутке, а потом высказал все, что думает о подобном виде транспорта и о мэре, который хочет отказаться от троллейбусов и трамваев. Напомним, что главой города тогда был Виктор Давыдов.
«Это очень темная машина. Она напоминает транспорт африканских стран. Поразительно, что люди пользуются этими услугами. По интерьеру машина уступает любому из видов общественного транспорта. Если ваш мэр говорит, что нужно заменить на это троллейбусы и трамваи, он ничего не понимает в транспорте. Подобный способ передвижения – худшее, что можно представить», – высказал свое впечатление от поездки Вукан Вучик.
Ролик пенсильванского профессора был записан в 2013 году, но до сих пор набирает просмотры в социальных сетях. Обстановка на челябинских дорогах за это время мало в чем изменилась.
Дело не только в комфорте, считает южноуральский эксперт Яков Гуревич, а еще и в простых математических расчетах. Вместимость маршрутных такси разных марок – 15–20 человек. Автобус в часы пик может перевезти от 100 до 150 пассажиров, трамвай – до 300. Таким образом, один большегрузный автобус заменяет 5–7 маршрутных такси. Тех самых, которые выстраиваются в несколько рядов у остановок, создают пробки, коптят и без того грязный челябинский воздух. Раньше всех в России над этой проблемой задумались в Казани, там волевым решением запретили движение маршруток по центру, их заменил крупногабаритный муниципальный транспорт. Пассажир доезжает на маршрутном такси до пересадочного узла, а в центральной части города уже пользуется услугами общественного транспорта. По этому же пути пошли Москва, Санкт-Петербург, а затем и остальные крупные города России.
По мнению эксперта, чтобы исправить создавшуюся ситуацию, сегодня недостаточно запретить движение маршруток и купить сотни новых автобусов. Это будут деньги, выброшенные на ветер, считает Яков Гуревич. Сначала нужно выработать транспортную стратегию города. Сейчас в Челябинске нет выделенных полос для троллейбусов и автобусов, а остановки на некоторых перекрестках разведены на 500 метров в разные стороны.
«Убрать все маршрутки из города невозможно»
Дмитрий Холод, директор предприятия «Общественный городской транспорт», ведет статистику убытков. По его подсчетам, на 400 единиц техники – это автобусы, трамваи и троллейбусы – приходится 62 маршрута. На несколько тысяч автобусов малой вместимости, как правильно называют маршрутки, немногим больше – 74 маршрута.
«Исходя из этого становится понятно, откуда на одной остановке столько маршрутных такси. Их гораздо больше, чем муниципального транспорта, а они еще и повторяют наши маршруты. Добавьте сюда деятельность не в правовом поле. Владельцы маршруток избегают налогов, выплачивают заработную плату «черным налом», в отличие от нас, не оснащают машины средствами слежения. А мы при этом несем социальную нагрузку: возим людей из поселков, окраин и садов. Отсюда идут разговоры об убыточности муниципального транспорта и необходимости дотаций», – уверен Дмитрий Холод.
По словам руководителя службы автобусных перевозок, сегодня дотационными в чистом виде являются лишь социальные перевозки в сады и промышленные районы, в этом случае салоны заполняются только утром и вечером – пассажиры едут на работу и возвращаются с нее. Компенсация из городского бюджета для автобусных перевозок составляет более 100 миллионов рублей, для трамвайных и троллейбусных – в два раза больше. Остальные маршруты на сегодняшний день более или менее рентабельны. В 2017 году оба предприятия, «Общественный городской транспорт» и «Челябинский городской электрический транспорт», сменили форму собственности с МУП на ООО, по сути оставаясь все так же принадлежащими муниципалитету. Это позволило уменьшить уставной капитал, способствовать привлечению инвесторов и иметь больший маневр для конкуренции с частными перевозчиками. Например, сейчас на бортах и в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов активно размещается реклама.
В результате удалось добиться того, что был сохранен подвижной состав и коллективы. Сейчас на автобусных перевозках работает около одной тысячи человек, на трамвайных – более двух тысяч. По мнению Дмитрия Холода, если удастся вытеснить с центральных улиц частные автобусы малого класса, эти маршруты станут для его предприятия даже доходными.
По словам руководителя предприятия «Общественный городской транспорт», сейчас министерство экономического развития Челябинской области рассматривает предложения челябинских транспортников: сколько должно быть на маршрутах муниципального подвижного состава, какой он должен быть, на каком топливе. Согласно прогнозам развития транспортной сети, по словам Дмитрия Холода, в ближайшие годы на его предприятии должны будут полностью обновиться автобусы, а их число – дорасти до 200–300 единиц. Дополнительный импульс развитию транспортной системы города должны будут придать саммиты ШОС и БРИКС, которые пройдут в 2020 году. В частности, планируется перевести крупные машины на газомоторное топливо, обновить подвижной состав.
В управлении транспорта администрации Челябинска подтвердили: согласно плану развития пассажироперевозок на три года в Челябинске будет взят курс на укрупнение подвижного состава. Автобусы малой вместимости частично заменят на средний, частично на крупный класс, но полностью отказаться от маршруток, по словам начальника управления Максима Кичеева, сегодня невозможно. Где-то это не позволит сделать экономика, просторные салоны просто не будут наполняться. Где-то свою роль сыграет узость дорог, есть улицы, на которых большим автобусам не развернуться. Не исчезнут окончательно маршрутки и из центра города.
«Сказать, что по центру совсем не будут ездить автобусы малого класса, я не могу. Транспортная сеть Челябинска сложилась так, что многие маршруты проходят через центр города. Минимизировать этот процесс, да, это возможно. Если же мы говорим о пересадочных узлах, когда человек доехал до хаба на маршрутке, а потом пересел на автобус, то здесь тоже возникает проблема – ему ведь придется дважды заплатить за билет. Не каждый перевозчик, провезя пассажира на 2 или 3 остановки, готов сбросить цену до 10 рублей, чтобы потом человек сел в наш автобус и снова заплатил 10 рублей», – заявляет Максим Кичеев.
По словам Максима Кичеева, когда он слышит, как в пример постоянно приводят московский порядок, он не перестает удивляться. В Москве и Казани все решается прямым вливанием денег, убытки муниципального транспорта компенсируются. В Челябинске, по мнению начальника управления транспорта, таких средств просто нет.
Заменить разом две тысячи маршрутных такси, по словам Максима Кичеева, тоже нереально. Для этого нужно сразу купить 200–300 автобусов. Они будут приобретаться уже начиная с этого года, но постепенно. Состав планируется укрупнять примерно по 20 процентов в год. В 2019 году на муниципальный транспорт из городского бюджета дополнительно выделят 250 миллионов рублей. Есть еще областные и федеральные источники финансирования. Например, челябинские транспортники собираются войти в экологическую программу по переводу автобусов на газовое топливо и получить 750 миллионов рублей на приобретение нового подвижного состава.
«Двигаться в направлении замены маршруток автобусами мы будем, – заверил Максим Кичеев, – но поэтапно и постепенно». В документе планирования все эти изменения уже внесены.
Фото: ФедералПресс/ Игорь Галактионов