Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

«У контрольных органов и театров складываются непростые отношения». На сцене пермского оперного солирует счетная палата

КСП проверила пермский Театр оперы и балета
КСП проверила пермский Театр оперы и балета

Пермская театральная общественность затаила дыхание: краевая контрольно-счетная палата усмотрела нарушения в выполнении госзадания Театром оперы и балета (ТОиБ). В прессе пишут, что учреждение культуры должно вернуть в казну 20 млн рублей. Что случилось – читайте в материале «ФедералПресс».

«По балету – выполнено, по опере – нет»

Начало громкой истории положила публикация на сайте контрольного органа информации об итогах проверки ГКБУК «Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского» с точки зрения законности, целевой направленности и эффективности расходования бюджетных средств в части государственных заданий.

КСП считает, что в 2015–2017 годах не были в полной мере соблюдены требования закона при формировании госзаданий и их ресурсного обеспечения. Из-за этого пострадало качество государственных услуг и некачественно планировались размеры субсидий. Также в 2016 году учреждение не выполнило запланированный «показатель объема и измеримого результата предоставления субсидии» на финансовое обеспечение госуслуги «Показ спектаклей». Субсидии в объеме недостигнутого показателя подлежат возврату в бюджет Пермского края, делает вывод КСП.

«Окупаемость государственной работы по созданию новых постановок в проверенном периоде в среднем составила 46,4 %. Из числа созданных (капитально возобновленных) постановок (за исключением симфонических программ) ряд спектаклей (26 %) имел единоразовый прокат, окупаемость которых – 36,8 %», – резюмировали специалисты КСП. В прессе начали писать, что театру надо вернуть 20 млн рублей, но эта информация была опровергнута.

Позднее в подробностях о претензиях КСП в эфире политической «Кухни» на «Эхе Перми» рассказал глава Контрольно-счетной палаты Тушнолобов.

«Мы проверяли выполнение подписанного краевым министром и руководителем театра госзадания, а не оценивали эффективность. То есть – сколько денег на какие цели выделено, сколько постановок сделано по балету и по опере. Сколько спектаклей дано при какой заполняемости. Причем только в части финансирования из бюджета, никто не лезет в спектакли, которые театр ставит на свои средства. Так вот, по балету – выполнено, по опере – нет. Если сложить вместе, получается нормально, но в госзадании эти показатели разделены. А именно так предписывает считать методика оценки, согласно которой составлен и подписан отчет, на основании которой КСП сделала свои выводы», – прокомментировал Геннадий Тушнолобов.

Он поснил, что проверка по конкретному периоду деятельности была инициирована по заданию краевого УФСБ, которая, в свою очередь, полагалась на заявление одного из пермяков.Геннадий Тушнолобов уточнил, что не позднее 21 января ждет на своем столе предложения прикамского минкульта с обоснованием суммы возврата средств субсидии и графиком выплат. По его мнению, решение КСП обязательно к исполнению.

«Вопрос находится в стадии обсуждения»

В выводах КСП не обозначены какие-либо суммы, заверили в Пермском театре. По выводам проверки продолжаются консультации между ТОиБ и прикамским минкультом.

«Мы пока не можем ответить, о каком размере возврата субсидии будет идти речь. Вопрос находится в стадии обсуждения. Мы в своей позиции учитываем тот факт, что отчет театра за 2016 год был принят краевым министерством культуры и подписан его тогдашним руководителем Игорем Гладневым. Мы полагаем, что театр выполнил, а по ряду показателей и перевыполнил госзадание 2016 года», – прокомментировал Василий Ефремов, руководитель отдела по связям с общественностью Пермского академического театра оперы и балета.

В министерстве культуры Пермского края рассказали, что принимают меры по устранению выявленных нарушений. Замечания КСП будут учтены при формировании государственного задания на 2019 год. Средства субсидии, соответствующие недостигнутому показателю по госзаданию, будут возвращены театром в бюджет края, уточнили в ведомстве.

«Это общая ситуация по всей стране»

По мнению экспертов, претензии прикамской КСП к Театру оперы и балета не уникальны. В последние годы с этим сталкиваются очень многие театры, рассказал член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», шеф-редактор блока «Театр» интернет-портала COLTA.RU Дмитрий Ренанский:

«У контрольных органов и театров складываются непростые отношения – это общая ситуация по всей стране, проблема – типовая. Госзадание, к сожалению, в абсолютном большинстве случаев ориентировано на количественные, а не качественные показатели и не учитывает специфики художественного процесса. Есть девятьсот мест в зале – от них и танцуют. Между тем работа театров сегодня напрямую связана с поиском и экспериментом – сколько сегодня выпускается спектаклей, во время которых зрители находятся на сцене, в одном пространстве с артистами. Естественно, в таких обстоятельствах количество зрительских мест сокращается, и в итоге у контрольных органов при проверке создается ощущение, что театр «обслужил» меньшее количество зрителей. Никого не волнует качество выпускаемой театрами продукции, а сухая статистика посещаемости, продажи билетов не в полной мере отражает достижения театра».

По мнению эксперта, имеет смысл задуматься о формировании более гибкого подхода к параметрам госзаказа и оценке его выполнения. «Посмотрите, сколько раз пермский театр за последние годы номинировался на «Золотую маску». Пермская опера много лет входит в число лидеров по номинациям: вот это вполне себе объективная статистика, свидетельствующая о том, что театр является одним лидеров в стране. Пермский оперный – важнейший манок для культурного туризма, вносящий таким образом очень важную лепту в экономику Пермского края, это такой же бренд федерального значения как, скажем, петербургский Эрмитаж. Почему бы при оценке выполнения госзадания не предусмотреть повышающий коэффициент за номинации на «Золотую маску», например, 1,25. А за награждение умножать отчетные количественные показатели на 1,5... Про учет многочисленных отзывов прессы я уже не говорю», – рассуждает Ренанский.

По его мнению, многие театры, столкнувшись с аналогичной проблемой, выстраивают свой репертуар по пути наименьшего сопротивления, формируя афишу из спектаклей, прибыльных с коммерческой точки зрения и гарантированно вызывающих зрительский успех. Они ставят в афишу по двадцать «Щелкунчиков» и тридцать «Лебединых озер». Это, считает эксперт, помогает закрывать статистические показатели, но исключает коллективы из драйверов прогресса в опере и балете, ведет к постепенной девальвации бренда и снижению интереса к театру в федеральном масштабе. «Я не призываю закрывать глаза на выводы КСП. Но сложившаяся ситуация поднимает очень важную проблему и напоминает о том, что к оценке деятельности уникального творческого коллектива, каким является Пермская опера, требуется подходить с большей гибкостью», – резюмировал Дмитрий Ренанский.

Фото:РИА Новости / Максим Богодвид

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.