Неприятные новости для студентов в Татьянин день. По данным ВЦИОМ, 55% россиян считают, что после окончания вуза сложно найти работу. Доля скептиков растет: еще в 2009 году этот показатель был на 5% ниже. А намедни СМИ пестрили заголовками о том, что порталы по поиску вакансий отменили графу «Образование». И это не прибавляет оптимизма, ведь в России сотни тысяч студентов, которые надеются после окончания учебного заведения устроиться на хорошую должность и получать достойную зарплату. «ФедералПресс» попытался разобраться в современных трендах хедхантинга обсудил с экспертами: насколько ценится образование в современном российском обществе.
Судьба графы «Образование»
Российский портал по поиску работу «SuperJob» решил отказаться от графы «Образование». Но не совсем. Обязательное поле исчезнет только при размещении вакансии работодателем. В компании это связали с тем, что многие организации заполняли его без особой необходимости. Например, когда требовалось найти курьера, в графе зачем-то указывалось высшее образование. Помимо этого, есть большое количество вакансий, при трудоустройстве на которые необходимость диплома слишком очевидна.
«Есть значительное количество должностей, которые автоматически подразумевают высшее образование, но не надо на это указывать. Например, врач. Если кто-то допустит резать пациента без соответствующего образования, то его просто посадят», – заявил в беседе с «ФедералПресс» президент портала Алексей Захаров.
Глава компании также отметил, что для значительной части экономики образование стало ненужным. К примеру, для того, чтобы начать программировать, достаточно окончить краткосрочные курсы. К тому же, после окончания вуза работодатель готов давать какие-то бонусы выпускникам только первые 3-5 лет. Потом куда более важны становятся профессиональные достижения.
В компании HeadHunter, которая управляет крупнейшими российскими сайтами онлайн-рекрутмента, подходят к вопросу отмены графы «Образование» осторожнее. Функционал работы интернет-платформы скоро может расшириться. Помимо информации о вузе работодатели смогут оценивать дополнительные качества кандидата.
«Сейчас мы разрабатываем систему «оцифровки» навыков соискателей, которая учитывает параметры, находящиеся вне сведений об образовании. Данная система будет дополнением либо альтернативой к соответствующей графе, в зависимости от сферы деятельности или позиции, по которой заполняется резюме или происходит поиск по вакансии» – заявил «ФедералПресс» руководитель пресс-службы компании Александр Джабаров.
Система оценки навыков разрабатывается специально для тех сфер деятельности, в которых информация об окончании вуза не является релевантной, отметили в HeadHunter. Поэтому графа «Образование» может исчезнуть в вакансиях, например, для маркетологов и фрилансеров. Все останется по-прежнему для медиков и инженеров, – они должны будут указывать информацию о вузах, если есть таковые требования к занимаемой должности.
В целом же, представители компании признают, что в некоторых случаях графа «Образование» не играет существенной роли, однако, по данным сайта hh.ru, свыше трети работодателей используют фильтр по образованию при поиске. Зачастую профессии пользователей сервиса не совпадают со специализацией вузов, которые они окончили.
«Есть люди, которые в течение своей карьеры меняют профессии и меняют сферы, где они хотят работать. При таких ситуациях строчки «вуз» или «факультет» не являются чем-то обязательным или информативным», – отметил Александр Джабаров.
Ценность высшего образования
Нивелируют ли ценность высшего образования такие новости? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили мнения профильных экспертов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко рассказал в интервью «ФедералПресс», что нельзя судить «однобоко» и говорить, будто бы ценность образования падает.
«По нашей стране – не сказал бы. В 90-е действительно это было. Мы кардинально меняли строй и ценности. Тогда пострадала самая интеллектуальная часть общества, произошел духовный и ментальный сдвиг. Сейчас нет резкого спада интереса к образованию. Изменились приоритеты. В 90-е – это была экономика и юриспруденция. Завышенный спрос привел к девальвации этих отраслей. Наплодились вузы, которые, по сути, занимались выдачей дипломов. Сейчас наблюдается повышенный интерес к здравоохранению. Конкурсы в медицинские вузы выросли... [Наблюдается] рост интереса к биологическим наукам», – заявил Онищенко.
С другой стороны, в обществе растет число людей, которые считают, что после вуза весьма сложно найти достойную работу. Эксперты признаются: это снижает ценность образования лишь отчасти. Причина таких опасений кроется не столько в проблемах сферы, сколько в трудностях, которые переживает рынок.
«Экономический рост в России с 2008 по 2013 год [составлял] 1-1,2%. C 2014 по 2017 –0,2%. В 2018 – чуть более 1,5%. В 2019 будет 1,3%. Другими словами, экономика страны стоит на месте. И будет, судя по всему, так развиваться некоторое количество лет. Прибавим к этому, что в стране повышают пенсионный возраст. Это значит, что мы получим дополнительное давление на рынок труда, поэтому я думаю, что дело не столько в обесценивании образования, сколько в рынке труда», – заявил «ФедералПресс» член комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин.
И, вместе с тем, сфера образования часто просто не может подстроиться под нужды экономики. Эксперты связывают такую ситуацию с отечественной системой аккредитации.
«В России крайне трудно открыть новую специальность. Очень забюрократизирована система аккредитации. Для того чтобы открыть новую специальность, вуз должен заполнить неимоверное количество бумаг, соответствующее неимоверному количеству требований. Где-нибудь в США новая специальность открывается за две недели. У нас на это в лучшем случае уходит несколько месяцев. В худшем – вообще не открывается», – отмечает Олег Смолин.
А что в перспективе? Каким должно быть качественное и востребованное образование? К примеру, президент компании SuperJob считает, что тренды уже давно меняются.
«На западе в тренде непрерывное образование... Если мы начинаем изучать экономику, то сразу идем в лабораторию и начинаем изучать биржевые алгоритмы и участвуем в создании биржевых компьютеров. И так абсолютно в любой отрасли – теория и практика становятся все ближе друг к другу», – рассказал Алексей Захаров.
Депутат ГД РФ Олег Смолин согласился с этим мнением и поддержал, что в России назрела необходимость обратиться к идее непрерывного образования.
«Лозунг «Образование – на всю жизнь» уже давно заменился на лозунг «образование в течение всей жизни» – заявил политик.
Фото: pixabay.com