горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Москва
25 февраля 2019, 16:39 0
Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева

«Новая сложная отрасль». Кобылкин обсудил с бизнесом и экспертами проблемы мусорной реформы

Мусор
Россия не может отказаться от новых мусорных полигонов.

Первый профессиональный диалог отрасли управления отходами состоялся в понедельник в Московской школе управления «Сколково». С ведущими специалистами в сфере обращения с ТКО, представителями бизнеса и общественности встретился министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин. На площадке «Диалога» он представил профессиональному сообществу только-только назначенного на должность руководителя публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева. Почему в России решили вернуться к строительству мусорных полигонов, будут ли введены дифференцированные тарифы для граждан и когда страна перейдет на раздельный сбор мусора? Об основных проблемах отрасли и вариантах их решения читайте в материале «ФедералПресс».

Нерешенные проблемы

Открывая встречу, министрДмитрий Кобылкин обратил внимание на самые актуальные проблемы отрасли – те, что могут негативно повлиять на ход реформы. Прежде всего это «необоснованный пересмотр региональными властями тарифов, нормативов накопления». Также Кобылкин отметил, что в некоторых субъектах перенесены сроки начала работы регоператоров – для этого были внесены изменения в соглашения между субъектами и самими компаниями.

Проблемой, отметил Кобылкин, также является «отсутствие дифференцированного подхода при определении норматива для жителей сельских территорий и мегаполисов и низкая собираемость платы за ТКО». Причем он допустил возможность снижения платы для граждан за ТКО: для этого регионы должны совместно с федеральным центром провести ряд «конкретных мероприятий».

«Первое – освобождение регоператоров от уплаты НДС и налога на прибыль (правительством России принято такое решение). Второе – сохранение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года. Третье – формирование изменения перечня объектов размещения ТКО, так называемых санкционированных свалок, по определенному порядку. Кроме того, важно рассмотреть необходимость перехода на раздельный сбор мусора там, где это экономически целесообразно», – заявил Дмитрий Кобылкин.

Масштабные мероприятия в рамках мусорной реформы необходимо провести до 2024 года. По словам Дмитрия Кобылкина, за это время доля утилизации ТКО должна увеличиться до 36 %. В России должна появиться «новая сложная отрасль». Для достижения всех задач важно «оперативно решать возникающие сложности путем консолидации усилий всех структур и общественных наблюдателей».

a16245568d4e014b9a3d31aee24e1c04.jpg

Всероссийский экооператор

С инициативой о создании публично-правовой компании в сфере обращения с отходами впервые выступила Общественная палата России в 2018 году. Спустя несколько месяцев Российский экологический оператор официально был зарегистрирован и уже приступил к работе.

Руководитель РЭО Денис Буцаев сегодня впервые встретился с участниками рынка, представителями региональных органов власти и общественниками. Стартовавшая реформа, по его словам, «должна привести к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО». Чтобы понять, как регионы подошли к этой работе, какова ситуация с инфраструктурой в сфере, планируется с помощью экспертов «более конкретно проанализировать территориальные схемы». Несмотря на то что эти схемы в большинстве своем были разработаны в прошлом году и утверждены, по мнению Дениса Буцаева, они «нуждаются в дополнительном анализе».

Также глава РЭО отметил отсутствие «библиотеки типовых технологических проектов, которые позволили бы привести отрасль в более-менее сбалансированное состояние» и понять, «какая технология наиболее эффективна с точки зрения затрат и результатов, которые она дает». Буцаев признал, что в части переработки и утилизации мусора Россия сильно отстает от тех стран, где проблемой начали заниматься раньше. Поэтому сегодня важно четко понимать, что существующих полигонов в стране хватит в среднем на ближайшие четыре года, а объем производимых отходов значительно превышает возможности действующей инфраструктуры.

Но вот сколько точно отходов ежегодно образуется в России, сказать сегодня не может никто, так как схема обращения с ТКО «достаточно непрозрачна», современные технологии либо не используются, либо используются неэффективно. Неидеальна и система образования тарифов.

Этими проблемами и будет заниматься публично-правовая компания. По словам Дениса Буцаева, будет собрана и проанализирована информация по отрасли (в первую очередь в отношении «образователя отходов» – «нужно разобраться, всех ли охватили и правильно ли они учтены в территориальных схемах»). Будут тщательно проанализированы все территориальные схемы (возможно, появится даже некая общематематическая электронная модель), однако для этого важно получить корректные исходные данные от регионов. Это позволит грамотно определить, например, места размещения объектов по обращению с отходами, логистическую схему и экономическую эффективность того или иного объекта.

За всей этой работой, считает Буцаев, важно помнить о людях, которым предстоит учиться по-новому обращаться с отходами своей жизнедеятельности. Населению нужно разъяснять, как будет работать раздельный сбор мусора и какая польза от этого будет конкретному человеку.

Первые ростки реформы

Свое мнение о ситуации в отрасли, о существующих трудностях и недоработках высказали и представители бизнес-структур. Участники рынка склоняются к введению дифференцированных подходов к работе регоператоров в регионах. Вероятнее, будут искаться варианты установления тарифа за сбор и вывоз мусора от населения по факту. На федеральном уровне поправки в нормативные акты правительства уже готовятся. Но, по словам заместителя министра природных ресурсов и экологии РФВладимира Логинова, и сами регионы уже сегодня могут устанавливать дифференцированные нормативы накопления. «В большинстве случаев мы видим, что норматив накопления устанавливается единый на всю зону, и крайне редко, когда к этому вопросу подходят более-менее тщательно и дифференцированно. Есть такие примеры, когда в каком-то малонаселенном пункте мусор вывозится редко, раз в неделю, может быть, а счет, который получают жители деревни, такой же, как получают жители мегаполиса», – отметил замминистра.

Владимир Логинов признал, что вопрос раздельного сбора мусора в России «не будет решен в короткие сроки». А коли так, в стране придется строить новые полигоны бытовых отходов. «Мусор все это время надо куда-то складывать и где-то размещать, поэтому я поддерживаю, что в программу отрасли обращения с отходами нужно внести важное изменение по строительству новых полигонов. И, конечно, это должны быть современные полигоны, и мы будем готовить какие-то типовые решения совместно с вновь созданными компаниями», – заявил Логинов.

При этом чиновник добавил, что важно реально оценить потребности и только после этого переходить к проектированию, в противном случае выделенные средства будут потрачены зря. Но даже если разрешающие документы на использование места размещения отходов будут отсутствовать, работать полигоны будут. «В ближайшее время мы выпустим порядок относительно того, как использовать места размещения отходов без документов. Эти места должны быть определены каждым субъектом и полностью должны быть ликвидированы через четыре года», – отметил Логинов, добавив, что здесь главное – определиться с размещением полигонов как можно быстрее, так как проблемы с логистикой «оказывают большое влияние на платежи населения».

Чиновник подтвердил, что работа существующих мусоросортировочных комплексов далека от идеала: их эффективность – всего 7–10 %. Из этого Логинов делает вывод, что «без движения в сторону раздельного сбора мусора нам не удастся значительный объем направить на вторичное использование».

232adf9529695890fb7555f7fa75581b.jpg

Вместе с тем, по словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, сделать отрасль обращения с отходами инвестиционно привлекательной только за счет тарифов для граждан не получится – этого недостаточно для строительства новых высокотехнологичных объектов. Нужны меры поддержки отрасли. «В ППК взялись за профессиональный разговор с теми, кто непосредственно осуществляет реформу на местах. Сегодня эксперты разбирались в актуальных проблемах, решали, что мешает на местах форсированно, быстро наладить систему обращения с отходами в действующем законодательном поле. Разговор больше напоминал профессиональную беседу, а не набор лозунгов. Отрасль выходит из теневого рынка, и есть надежда, что публично-правовая компания обеспечит прозрачность рынка обращения с отходами и что мы в РФ построим отрасль намного быстрее, чем в Германии, опыт которой был упомянут», – отметила Альбина Дударева.

Как отметил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, публично-правовая компания должна стать помощником территориям в реализации мусорной реформы. «Мне не очень понравилось, когда сказали, что якобы субъекты самоустранились от работы с региональными операторами. Это не так на самом деле. Понимаю, что во многих субъектах заместители по ЖКХ продолжают вести эту работу. В наблюдательном совете ППК находятся три министерства – Министерство строительства, где раньше исторически была эта отрасль, министерство промышленности и Министерство природных ресурсов. Вот эти три министерства в едином порыве будут создавать минимальные условия сопротивления движению этой реформы», – резюмировал Кобылкин.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих, Екатерина Лазарева, Виктор Вытольский

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1