Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

«Что не убивает Роснефть, то ее делает сильнее». Игорь Сечин на ПМЭФ-2019 обозначил главные вызовы мировой отрасли

Глава «Роснефти» Игорь Сечин выступил с ключевым докладом на Энергетической панели, состоявшейся в рамках ХХIII Петербургского международного экономического форума. Глава крупнейшей российской нефтяной компании обозначил ряд крупнейших вызовов перед мировым энергетическим рынком. Главный призыв – вернуть рынку былое величие. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Выступление Игоря Сечина стало одним из первых программных на ПМЭФ-2019, девиз которого в этом году – повестка устойчивого развития. Энергетическая панель прошла в первый день форума, 6 июня. Как отметил глава Роснефти, сейчас на повестке дня в мировой политике стоит один вопрос: прошли ли мы точку невозврата в нерыночных методах конкуренции или же ситуацию еще можно отыграть?

Сечин констатировал, что сейчас рыночные принципы работы и взаимовыгодный диалог отходят на второй план, а ключевую роль играет стратегия регуляторного давления и односторонних санкций. И грешат этим, в первую очередь, США. «Ее действия направлены на переформатирование мирового экономического и политического пространства, на слом формировавшихся десятилетиями рыночных взаимосвязей и договоренностей, на устранение правил конкуренции. Под огонь санкций и торговых ограничений попадают не только так называемые «страны изгои», но и традиционные партнеры, то есть те, кто считается союзниками Америки», – говорит глава крупнейшей российской нефтегазовой компании.

Это связано с тем, что страна теряет лидирующее положение в экономике – уже сейчас ВВП, например, Китая, на четверть превосходит по покупательской способности ВВП Штатов.

И США пытается затормозить развитие других стран – как потенциальных конкурентов, так и реальных друзей. Пока энергетика всех стран пытается быть как можно более конкурентной, США, будучи глобальным релятором, ситуацию только раскачивают. В ход идут санкции, протекционизм по отношению к своим компаниям и убивающее все живое административное давление на страны.

Игорь Сечин предложил коллегам по отрасли «вернуть рынку былое величие», проведя параллель с лозунгом президента США Дональда Трампа.

«Единственный глобальный регулятор не только не беспристрастен, но и очевидным образом обслуживает исключительно локальные интересы. Поэтому, перефразируя небезызвестный лозунг президента Трампа [Make America great again], я хотел бы обратиться с призывом к участникам сессии сделать лейтмотивом сегодняшнего обсуждения и, может быть, даже общей последующей работы лозунг «Давайте вернем рынку его былое величие». Или, если хотите, «Make the market great again»», – заявил Сечин.

Хотя мировое энергопотребление будет расти – в пользу этого говорят и мировые темпы экономического роста и устойчивый рост энергопотребления – даже на фоне внедрения сберегающих технологий и продуктов. Будет расти спрос на уголь, газ, и, конечно же, нефть.

«В результате, хотя доля нефти в мировом энергетическом балансе снизится с 32% сейчас до 28% в 2040 году, ее потребление будет расти в абсолютных цифрах, а роль нефтяной отрасли как основы современной энергетики не изменится. Рост спроса на нефть неизбежен», – заявил Сечин.

Но все же главным фактором изменений на мировых энергетических рынках Сечин назвал объем добычи нефти в США. Ведь этот ресурс как крупнейший компонент сырьевых рынков сегодня, по сути дела, является центральным звеном на пересечении финансовых и сырьевых рынков.

Глава «Роснефти» назвал неслучайным тот факт, что в день, когда президент США Дональд Трамп провозгласил «Золотую эру американской энергетики», в Сенате США был представлен законопроект, который напрямую касается запрета газопровода «Северный поток-2».

«Бесспорным фактом, реалией сегодняшней жизни является то, что энергетику как политическое оружие масштабно используют США. Ввод санкций или даже угроза их применения разрушительно влияют на рыночную экосистему мировой энергетики. Американский «золотой век» для всех остальных участников рынка может оказаться веком энергетического колониализма. Должны ли потребители энергии в мире становиться заложниками безостановочной предвыборной кампании в США?», – сказал Сечин.

По его словам, США для оказания давления на нефтегазовый сектор выбирают те страны, бюджеты которых в основном формируются за счет доходов от экспорта энергоресурсов. В дополнение к прямому воздействию через санкции добавляется и косвенное – такие страны оказываются отрезанными от поддержки МВФ, который тем самым нарушает принципы своей работы.

Знаковый момент в распространении санкционной болезни, по словам Сечина, – это ситуация с одним из китайских технологических лидеров, компанией Huawei, на которую оказывается прямое давление через такие меры, как арест финансового директора компании, запрет на сотрудничество американским технологическим компаниям.

Игорь Сечин отметил, что, несмотря на большое число новых проектов (более 49), к реализации которых приступили в 2018 году, санкционная политика в отношении таких стран, как Иран и Венесуэла, а также секторальные санкции в отношении российских нефтегазовых компаний привели тому, что общий объем жидких углеводородов, подвергшихся односторонним ограничениям, достиг около трети мировых запасов. Это своеобразный антирекорд, которого никогда не было в истории мировой экономики.

«Ни у кого не должно быть никаких иллюзий – санкционное давление США на Иран и Венесуэлу ставит своей целью не что иное, как разрушение экономики этих стран и смену их суверенного руководства», – считает Игорь Сечин.

Безнаказанность санкционной политики США в отсутствие реакции мирового сообщества способствует ее тиражированию на других энергетических рынках. По заявлению Департамента энергетики США, его усилия по развитию экспорта газа «позволяют экспортировать молекулы американский свободы по всему миру», – напомнил глава «Роснефти».

Поведение США на мировом энергорынке он связывает с ростом добычи нефти в штате Техас, где добыча уже достигла 5 млн баррелей в сутки, превысив суммарную добычу Ирана, Венесуэлы и Ливии.

Усиление давления США на мировой рынок нефти было бы невозможно без изменения статуса США, которые впервые за долгое время стали экспортером нефти. Как рассказал Сечин, с момента снятия в конце 2015 года запрета на экспорт, действовавшего на протяжении 40 лет, США крайне быстрыми темпами наращивают экспорт нефти: по сравнению с 2015 годом он вырос в 6 раз.Расширяется и география поставок. Если раньше американскую нефть приобретали лишь ближайшие соседи США, то сейчас количество импортеров превысило 40 стран.

И дальнейший рост добычи в Техасе может потребовать «новой санкционной жертвы», на которую могут обрушиться санкции США для того, чтобы вместо этой страны поставить на рынок нефть из Техаса. «И такой жертвой может стать любая добывающая страна», – заявил глава «Роснефти».

«США со времен их 28-го президента Вудро Вильсона преподносили себя всему миру как апологета свободного рынка и справедливой конкуренции без каких либо административных ограничений и торговых барьеров. Однако теперь их политика кардинально меняется: «благодаря» действиям Дональда Трампа, зачастую резким и до конца не продуманным, США на глазах превращаются в мирового экономического диктатора. И это очень заметно проявилось в глобальной энергетике, где американские власти предпочитают использовать зачастую силовые, а не экономические методы борьбы за рынки», – отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

«Перекосы современной мировой экономики в том, что сейчас США пользуются административным ресурсом, а, Россия, наоборот выступает за реализацию принципов справедливой торговли. А ведь старну нашу постоянно обвиняют в том, что это у нас все держится на адмресурсе, что это мы действуем с позиции силы. Но в мире теперь все наоборот. И фактически сегодня именно Россия представляет собой единственную силу, призывающую возродить величие свободного рынка и конкуренции во всех сферах бизнеса и, конечно же, энергетики», – говорит экономист Максим Покровский.

«Неслучайно, несмотря на введение санкций против России со стороны США наша страна не только не создала проблем для деятельности американских компаний на ее территории, но и всячески приветствует их инвестиции в освоение месторождений углеводородов. США ничего подобного вообще не делают», – отмечает Хазанов.

Энергетическая панель вызвала большой интерес на ПМЭФ. Среди его участников – главный исполнительный директор ВР Роберт Дадли, министр финансов Катара Али Шариф Аль-Эмади и глава Инвестиционного фонда Катара (QIA) – Мансур Ибрагим Аль-Махмуд, генеральный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли, Glencore – Айван Глазенберг, глава CNPC Ван Илинь, ExxonMobil Global Projects Company – Нил Даффин, Equinor – Эльдар Сетр, Trafigura – Джереми Вейер, Vitol – Рассел Харди, Gunvor – Торбьёрн Торнквист, министр энергетики России Александр Новак, представительная венесуэльская делегация, министры нефти Анголы и Ирака, послы Португалии, Индии, Мозамбика, Катара и Венесуэлы, руководители российских регионов.

Участники панельной дискуссии были солидарны с Игорем Сечиным. Так, бывший вице-президент Венесуэлы Тарек Эль-Айссами Мадда заявил, что для обеспечения устойчивого развития рынка нефти и газа, в первую очередь, необходимо работать над созданием гармоничной геополитической структуры мира, уравновешенной и сбалансированной.

«Необходимо создать платформу для сотрудничества между инвесторами, странами-производителями энергоресурсов и странами-потребителями. Мы должны работать над тем, чтобы гарантировать инвесторам необходимые условия для вложений, для развития этой области экономики. Сегодня существуют определенные страны, в первую очередь, это США, которые пытаются навязать свою политику, политику доминирования посредством применения односторонних санкций, ведения торговых войн и прямой агрессии против народов», – отметил он. По его словам, Венесуэла сейчас является жертвой неприкрытой агрессии, неприкрытой интервенции, осуществляемой при поддержке правительства Дональда Трампа.

«В текущей непростой ситуации как никогда важно противопоставить нерыночным инструментам эффективную кооперацию и взаимовыгодное сотрудничество, – подчеркнул в завершении доклада Игорь Сечин. – Не исключу также, что облик мировой отрасли может измениться – с возможным выбытием из отрасли тех компаний, которые вышеперечисленными характеристиками не обладают. Для «Роснефти», я уверен, «все, что нас не убивает, делает нас сильнее», поэтому в ходе нашего обсуждения я прошу не забывать о том большом пути, который прошли лидеры отрасли, несмотря на тактические вызовы, геополитическую и ценовую волатильность. По настоящему, «Золотая эра» может быть действительно «золотой» только для всех участников рынка», – подытожил глава «Роснефти».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
4 июня 2019, 16:09

ПМЭФ-2019

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.