Накануне очередного заседания Госсовета, которое состоится 26 июня в Кремле и будет посвящено развитию сети автодорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения, глав российских регионов собрали в Мастерской управления «Сенеж». На берегу озера, в экологически чистом районе Подмосковья отдыхать губернаторам не пришлось – в первый день они в полной мере ощутили на себе всю тяжесть труда дорожников, а после практического занятия занялись теорией. Как в России будут решать одну из вечных проблем, читайте в материале «ФедералПресс».
Из кресла губернатора – в кресло асфальтоукладчика
Мастерская управления «Сенеж», что в подмосковном Солнечногорске, по истине, стала местом повышения квалификации глав российских регионов. Накануне губернаторов учили здесь асфальтировать дороги. Пока – под руководством специалистов.
Конечно, на настоящую дорогу глав регионов выпускать еще рано. Но вот «учебные» 200 метров – набережную у «Территории смыслов» – им смело доверили. Причем не только губернаторам – вместе с ними трудился и первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко. Не стояла в стороне и оставшаяся в единственном лице женщина-губернатор Наталья Комарова: она и обочину помогала оборудовать по всем нормативам, и даже попробовала себя в роли «водителя» асфальтоукладчика.
Таким образом губернаторы на практике изучили весь процесс и технологии строительства новых дорог. Глава Бурятии Алексей Цыденов, который «и тележку возил с гравием, и граблями махал», признался, что после такого мастер-класса он любому дорожнику может сказать: «Ты мне не рассказывай, как строить дорогу, я знаю».
Пригодится игровой опыт и врио главы Калмыкии Бату Хасикову, который честно сказал, что быть дорожником ему понравилось. А врио губернатора Курской области Роман Старовойт признался, что главы субъектов даже решили провести нечто подобное и для своих подчиненных. «Мы познакомились с этим процессом и почувствовали на кончиках пальцев. Мы решили единодушно, что каждый в своем субъекте должен сделать для своих команд что-то похожее. Это погружение в отрасль. Одно дело, когда ты контролируешь по бумагам, совершено другое дело, когда ты сам выполняешь работы на асфальтоукладчике, занят на устройстве обочины и т.д.», – сказал Старовойт.
Впрочем, очевидно, что сменить губернаторское кресло на рабочую одежду никто из чиновников не готов (во всяком случае, пока).
Сменить нормативы и подходы
Практическая часть для каждого губернатора важна, но не менее важной была и теоретия. Впрочем, во многом вопросы, которые обсуждались, и решения, которые предлагались, тоже носят практический характер: все они – для реальной жизни.
Поиск решений существующих проблем и пробелов в законодательстве проходил в режиме «мозговых штурмов». Губернаторы работали в нескольких командах. Причем среди них были и федеральные министры, и сотрудники администрации президента, в том числе полпред президента в ЦФО Игорь Щеголев, советник президента Игорь Левитин. В этой же команде был и Сергей Кириенко. Напомним, формат предварительного обсуждения вопросов, вынесенных на заседание Госсовета по той или иной теме, в составе рабочих групп с участием экспертов и федеральных министров был внедрен в декабре прошлого года. Тогда первый семинар-совещание прошел в Ялте.
По словам глав регионов, проблемы, в общем-то, у всех похожи. Только масштабы их разные, да и ресурсы на решение тоже заметно отличаются от территории к территории. Руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов, к примеру, наиболее важными назвал вопросы обеспечения безопасности на дорогах, в том числе освещения пешеходных переходов. Что касается строительства дорог, то, по его мнению, важно принять «меры, которые позволят повысить качество работ», решить вопросы взаимодействия с проектными организациями и т.п. «У нас есть цель, и ее нужно достичь. Как раз механизмы и способы достижения (это не только деньги, но еще и технические решения, организационные мероприятия, взаимодействие с подрядчиками, нормативная база, контрактные условия, казначейское сопровождение) – эти вопросы совместно обсуждаются и выносятся решения, – отметил глава Бурятии. – Одна голова хорошо, две лучше, а когда 85 субъектов, еще и правительство – конечно, мы более быстро и более оптимальные решения находим».
Врио губернатора Курской области, руководитель подгруппы «Ценообразование и экспертиза в дорожном строительстве» Роман Старовойт после «мозгового штурма» с коллегами заметил, что все губернаторы «глубоко погружены в дорожную деятельность», поскольку «состояние дорожной инфраструктуры наряду с социальными вопросами и жилищно-коммунальным хозяйством входит в топ проблемных вопросов, которые беспокоят сегодня регионы».
Проблемы, о которых губернаторы доложат президенту уже завтра, 26 июня, на заседании Госсовета, возникли не вчера. По словам Старовойта, за последние десятилетия произошла утрата компетенций в дорожной отрасли. Плюс долгое время ощущалось недофинансирование этой сферы. «Транспортный налог и акцизы, из которых формируются региональные дорожные фонды и сегодня наполняются на 30%. При таких условиях поднять уровень безопасности и качества региональных дорог невозможно. Из-за недофинансирования были утрачены компетенции и службы заказчика, и подрядчиков», – заявил Старовойт.
Чтобы дороги в России радовали всех – и автомобилистов, и пешеходов, нужны современные технологии, финансирование и повышение квалификации специалистов, считает врио курского губернатора.
По мнению врио губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, повысить квалификацию подрядчиков невозможно без повышения квалификации чиновников, которые отвечают за дорожную отрасль в регионах. «Свою работу нужно всегда начинать с того, насколько служба заказчика в регионе качественная. Нам есть над чем работать – уровень заказчика оставляет желать лучшего. Если ты профессиональный заказчик, автоматически и подрядчик подтянется», – уверен Паслер.
В свою очередь, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров пригласил журналистов в свой регион, чтобы «убедиться, какие положительные изменения произошли». По его словам, важно пересмотреть подходы к строительству муниципальных, сельских дорог. «Мы считаем, что нужно упростить процедуру строительства межпоселковых, муниципальных, сельских дорог. Если сегодня строить по тем требованиям, которые существуют, километр дороги выходит в космические деньги, а нагрузка на эти дороги минимальная. Решение этих требований позволит активно, в широком масштабе работать на всех территориях», – полагает Бочаров.
Кроме того, необходимо создание реестра лучших технологий. По мнению губернатора Тюменской области Александра Моора, подрядчики тогда смогут выбрать те технологии, которые уже опробованы и которые доказали свою эффективность. Кроме того, важна актуализация сметных нормативов, что повысит эффективность использования тех или иных технологий. В процессе совместной работы, как считает Моор, главам регионов нужно «прийти к согласию по всем пунктам». «Пункты, которые не вызывают противоречий, будут выноситься на решение президента. Пункты, где есть противоречия, будут дорабатываться. Поэтому важен мозговой штурм, самое главное – повышение качества принимаемых решений, – заявил Моор. – Проект, который мы сегодня обсуждаем, не самый легкий с точки зрения показателей. И решения судьбоносные».
Сделать дорогу безопасной
Не менее серьезным стал вопрос безопасности и организация дорожного движения. Рабочую подгруппу возглавляет губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. То, что в обсуждении участвуют не только главы регионов, но и федеральные чиновники, по мнению Дрозденко важно, поскольку «отвечать за безопасность дорожного движения обязаны все без исключения, независимо от регалий, должностей, размеров автомобиля или опыта».
Ответственность должны нести, конечно, и водители. Им, считает Дрозденко, нужно «дать морковку» – стимулы для соблюдения правил дорожного движения. Иначе говоря, если автомобилист будет понимать, что при систематическом соблюдении ПДД ему можно предоставить весомую льготу при оплате ОСАГО – это будет «лучшая форма материального стимулирования», уверен Дрозденко.
Самые суровые меры наказания должны применяться к пьяным водителям, а также к злостным нарушителям правил обгона и скоростного режима. «Мы предлагаем за нарушение скоростного режима лишать прав на год. А срок лишения прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения увеличить до трех лет», – озвучил Дрозденко предложения рабочей группы.
Кроме того, по словам губернатора, для неплательщиков штрафов за нарушение ПДД нужно ввести отграничения на любые действия, связанные с регистрацией, оформлением транспортных средств, причем любых, не только автомобилей и мотоциклов. Главы регионов предлагают также собирать штрафы на границе с зарубежных автомобилистов, которые слишком вольготно ведут себя за рулем в России, нарушают правила движения и спокойно возвращаются на родину, не отвечая за свои проделки на российских дорогах. Что касается иностранных водителей, приезжающих на заработки в нашу страну, то им нужно вменить в обязанность доказывать свое право управления транспортными средствами, особенно пассажирскими автобусами – они должны повторно сдавать экзамены.
Эти и другие предложения, которые губернаторы выработали во время мозговых штурмов в «Сенеже», уже завтра будут представлены президенту России на заседании Госсовета. Велика вероятность того, что большинство из них найдут отражение в законодательстве и в конечном счете воплотятся в жизнь.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева