Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Снизить риски урбанизации. Собянин на урбанфоруме представил здоровый город будущего

Сергей Собянин
На Moscow Urban Forum Собянин представил здоровый город будущего.

Урбанизация охватила многие страны, и сегодня уже огромная часть населения планеты переместилась города. Россия не стала исключением. Но, перемещаясь в большие города в надежде получить все блага цивилизации, не каждый понимает, что жизнь в мегаполисе несет свои риски, имеет свои минусы, связанные в том числе с состоянием здоровья людей и постоянными стрессами. Об этом говорили на открывшемся в четверг в Москве урбанистическом форуме. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В столичном парке «Зарядье» открылся Moscow Urban Forum. В этом году он проходит уже в девятый раз. В Москву приехали ведущие урбанисты из разных стран, архитекторы с мировыми именами, представители глобальных корпораций, а также мэры крупных мегаполисов. Каким будет город будущего, каким будет жилье будущего и как в этой новой реальности будет чувствовать себя человек – ответить на все эти вопросы попытаются эксперты.

Первый же вопрос, который организаторы предложили для обсуждения, – влияние городского пространства на здоровье жителей. Казалось бы, бытует устойчивое мнение, что жизнь в городе, особенно в мегаполисе, негативно сказывается на людях – они в большей степени подвержены рискам различных заболеваний, они практически постоянно проживают в стрессовых состояниях, они не имеют возможности питаться экологически чистыми продуктами. Вместе с тем поток «переселенцев» из сельской местности в города увеличивается с каждым годом. И это – данность, присущая не только России, но и другим странам. Власти городов и эксперты все больше задумываются о том, что нужно сделать, чтобы жители чувствовали себя спокойно и комфортно, чтобы городская среда способствовала активной и здоровой жизни.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, «главная проблема, которая волнует бизнес и горожан, находится в градостроительной плоскости – в создании комфортной среды». Фактически, решая вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, экологией и т.п., власти должны отталкиваться от главного – от человека. Собянин отметил, что для развития города и повышения его инвестиционной привлекательности, «нужно заботиться о человеке».

И это касается не только детей и молодежи, но и старшего поколения. Как отметил столичный градоначальник, в Москве проживает более 3 млн пенсионеров, и эта цифра постоянно увеличивается. А около миллиона москвичей уже перешагнули возрастную планку в 80 лет. «Люди старшего возраста испытывают даже больший стресс, чем люди молодые и среднего возраста. Самый большой стресс – одиночество, невостребованность», – заметил Собянин.

Именно поэтому для старшего поколения в Москве действует специальная программа, которая вовлекает пенсионеров в активную городскую жизнь. В целом же, по мнению столичных властей, «горожане не могут жить по принципу «дом-транспорт-работа». «Нужно почувствовать себя частью городского сообщества. Это прямая возможность снятия стресса», – заявил мэр Москвы.

Много заблуждений, убежден Собянин, сегодня связано с экологической ситуацией в столице, да и вообще в крупных городах. По его словам, «ситуация развивается точно наоборот». Объясняется это более жесткими требованиями к промышленным выбросам – предприятия вынуждены соблюдать экологическое законодательство. Кроме того, очевидно, что многие заводы либо закрылись совсем, либо были переведены из городов. Соответственно, они влияние на экологию промышленность оказывает не столь критичное, как об этом многие до сих пор думают.

А вот что действительно травит воздух в мегаполисах и не только, так это транспорт на дорогах. В Москве, напомнил Собянин, повышенные требования к экологическому классу бензина были введены раньше, чем на федеральном уровне. И эти меры возымели действие. Кроме того, столичные власти полностью обновили городской общественный транспорт, и «сделали его самым экологичным в Европе». По дорогам Москвы заметно и обновление грузового и личного транспорта – старых «Жигулей» или «Москвичей» на них уже не встретишь. Состояние воздуха улучшилось в 2,5 раза.

Но и это не все. Как заявил Сергей Собянин, Москва находится «на пороге новой революции – это электрический транспорт». Речь идет о полной замене городских автобусов, работающих на жидком топливе, на электротранспорт. По столичным улицам уже ездят 300 электробусов, и каждый год их будет становиться больше. Под эти задачи, конечно, будет развиваться и сеть электрозаправок. «В течение 5-7 лет ситуация в области транспорта в сфере экологии будет меняться кардинально», – заверил Собянин.

В регионах до такого мощного развития, конечно, далеко. Но создавать условия для комфортной и безопасной жизни, уверены эксперты, нужно и там. Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, «москвичам повезло», так как все изменения в городе проводятся «для здоровья людей». «Этот принцип, – считает Голикова, – мы должны реализовать в каждом нашем городе».

Стоит задача – развивать города численностью до 50 тысяч человек, чтобы сократить поток уезжающих в крупные муниципалитеты. Причем самый заметный отток жителей за последние годы происходил из Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов – их жителей принимали чаще всего Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.

Быть здоровым в большом городе можно, уверены специалисты. Хотя, по наблюдениям санитарных врачей, риски все же высоки. Наглядный пример привела глава Роспотребнадзора Анна Попова: если простоять час в вестибюле станции «Комсомольская» московского метро, мимо себя можно пропустить порядка 10 тысяч человек, а это – «10 тысяч потенциальных контактов», иначе говоря, теоретически риск заразиться достаточно высок. Ошибочно, считает Попова, думать, что эпидемические риски снижаются. «Они никуда не уходят. Эпидемические риски растут», – заявила главный санитарный врач страны.

Собственно, все спикеры свои выступления свели к одной мысли – нужно вести здоровый образ жизни, употреблять только здоровую пищу (по словам Татьяны Голиковой, постепенно у россиян планируется сформировать «отказ от фаст-фуда»), быть активным и позитивным. А чиновники, архитекторы, врачи, социологи, строители – все, кто в большей или меньшей степени участвует в создании комфортных, благополучных условий для жизни людей, должны совместными усилиями находить лучшие решения по обустройству здоровых городов.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.