горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Кировская область
5 июля 2019, 14:54 0
Редакция «ФедералПресс» / Александра Варанкина

«Других вариантов нет». За создание единой транспортной компании заплатят пассажиры или бюджет

автобус
Некоторые эксперты считают, что модель с большой государственной компанией в сфере перевозок морально устарела

Губернатор Кировской области заявил о намерении создать единую транспортную компанию, которая займется как городскими, так и междугородними перевозками. Скорее всего, она появится на базе объединенных городского Автотранспортного предприятия и областного «КировПассажирАвтотранса». Поможет ли единое предприятие преодолеть кризис в отрасли пассажирских перевозок и сможет ли быть безубыточным – в материале «ФедералПресс».

Кризис пассажирских перевозок

Обеспокоенность правительства проблемой развития пассажирских перевозок вполне понятна – уже несколько лет депутаты, общественники и сами перевозчики говорят о деградации отрасли. Износ автобусных парков государственных и муниципальных предприятий составляет 85–90 %. А в некоторые районы области сейчас можно добраться только на такси. Регулярные рейсы в удаленные от областного центра районы были отменены из-за убыточности, поскольку действующие тарифы не покрывают затрат перевозчиков. Частники-нелегалы, с которыми власти борются без особого успеха, по понятным причинам предпочитают только доходные направления.

7281c149fef33304f990ca5682234aca.jpg

Междугородние рейсы в регионе сейчас выполняет «КировПассажирАвтотранс» (КПАТ) – государственное предприятие вынуждено исполнять социальные функции и работать себе в убыток. Часть проблем могли бы решить субсидии, но уже три года в правительстве говорят, что в условиях жесткой экономии не могут помочь транспортным предприятиям.

В Кирове жители жалуются на чадящие автобусы, часовые промежутки между рейсами и нарушение водителями ПДД. Деятельность муниципального Автотранспортного предприятия (АТП), обслуживающего большую часть городских маршрутов, в последние годы обросла скандалами. В 2017 году в отношении руководителей АТП было возбуждено уголовное дело, в 2019 году контрольно-счетная палата выяснила, что общий объем долгов компании за последние годы вырос до 0,5 млрд рублей.

«Поможет сохранить действующую сеть»

Вопрос с созданием компании обсуждается около года, но как будет идти процесс, пока до конца неясно. В министерстве транспорта Кировской области «ФедералПресс» сообщили, что вопрос пока находится лишь на стадии изучения целесообразности проведения мероприятий. «[Вопрос связан со] сложной ситуацией в сфере регулярных пассажирских перевозок: это низкий пассажиропоток, убыточность маршрутов, отсутствие перевозчиков, готовых взять на себя ответственность по обслуживанию отдельных маршрутов, – сообщили в ведомстве. – Создание единой транспортной компании возможно путем слияния КПАТ и АТПК. Это поможет решить проблему дефицита автобусов в летний период на межмуниципальных маршрутах и в зимний период – на городских маршрутах, оптимизировать затраты на содержание аппарата управления, а также сохранить действующую маршрутную сеть».

Очевидно, что ситуация требует немедленного вмешательства, и многие согласны с идеей объединить АТП и КПАТ в одно предприятие. Хотя даже те эксперты, что поддерживают слияние, отмечают: вряд ли организация сможет работать без дотаций.

Вице-спикер законодательного собрания Кировской области Владимир Костин заявил «ФедералПресс», что поддерживает эту инициативу. Он считает, что решать проблему перевозок в отдаленных районах частные компании не готовы. Что касается АТП, добавляет Костин, то им более 10 лет управляли жулики, но и новый «суперэффективный и честный» управленец не показал себя с положительной стороны. Депутат уверен, что проблемы АТП в большей степени вызваны управленческими решениями, а не объективными причинами. Все эти факторы говорят за слияние АТП с КПАТ.

7343fd64e058559d1ce704d9feb883ad.jpg

«Проблема в том, что частные компании, которые не просят денег у властей, не обслуживают убыточные маршруты, – отмечает Костин. – Они говорят, что будут возить пассажиров только в том случае, если перевозки будут субсидироваться. А региональный оператор, который обслуживал бы и прибыльные маршруты, на которых сейчас в том числе работают частники, и убыточные, охватывал бы все муниципалитеты. Во многих районах численность населения падает – даже те маршруты, которые еще вчера были прибыльными, перестают быть такими. С учетом вышесказанного я думаю, что межмуниципальные перевозки не дотировать невозможно».

При этом депутат отмечает, что интересы предпринимателей тоже важно учитывать: «Это рабочие места, налоговые платежи, но надо смотреть, везде ли все благополучно. Есть подозрения, что не все частные организации зарегистрированы на территории нашего субъекта, – это я к вопросу о потенциальной прибыли и налогах. Конечно, я не сторонник того, чтобы эту работу выполняло только государство, – уверен, что частники найдут себе место в этой схеме. Но ответственность должно нести одно государственное мероприятие, которое будет брать на работу в качестве субподрядчиков частных перевозчиков».

Поддерживает эту идею и сам гендиректор ОАО «КПАТ» Денис Пырлог. Он рассказал «ФедералПресс», что создание единого предприятия поможет вывести перевозки из кризиса, в котором они находятся последние годы. «Речь идет не только об объединении городских предприятий, но и областных, которые тоже испытывают трудности, – говорит Пырлог. – В нескольких районах сейчас вообще отсутствует автобусное сообщение с райцентрами и Кировом. Решить эти проблемы можно путем создания единой компании. Когда появится региональное предприятие, будет намного проще его дотировать, если это будет требоваться, – либо это будут минимальные объемы, либо вообще, может быть, без них, хотя это сложно пока представить».

Денис Пырлог отмечает, что объем дотаций довольно сложно просчитать, однако он уверен, что единое предприятие получит экономию за счет снижения управленческих расходов, – сумма может достигать нескольких миллионов в год. Есть, по его словам, и другие возможности экономить: «Например, у городского АТП летом сокращается расписание рейсов, а на пригороде – возрастает. Получается, что и АТП, и КПАТ приходится держать свои резервные автобусы круглый год. Если бы существовало единое предприятие, то в летний сезон автобусы АТП можно было бы выпускать на маршруты КПАТ, а зимой – наоборот. Если мы хотим повысить качество обслуживания и развить отрасль, все эти вещи нужно учитывать».

По словам Пырлога, говорить о будущих взаимоотношениях предприятия с частными перевозчиками пока сложно, но в Кирове осуществлять перевозки без их помощи точно не удастся. КПАТ выполняет все маршруты своими силами, но в Кирове 60 % перевозок закрывают частники.

«Та схема с поборами в отношении перевозчиков, которая сейчас используется АТП, незаконна. Ее нужно искоренять, если мы хотим предоставить пассажирам качественные услуги, а не набить карманы, – говорит гендиректор КПАТ. – Но мне кажется, перед правительством все-таки стоит задача вывести транспорт на новый уровень. Не должно быть так, как было и есть в АТП, – кто ближе к руководителю, тот и ездит на лучших маршрутах, зачастую используя не самый хороший подвижной состав. Как бы я видел решение проблемы: нужно провести внутри предприятия конкурс. Если у перевозчика новый подвижной состав, есть экологически чистый транспорт на газовом топливе, есть автобусы для перевозки маломобильных групп населения, мало ДТП и жалоб, то он должен ездить на лучших маршрутах. Если он не обновляет подвижной состав, не обучает водителей, то вообще не должен участвовать в этом процессе. В любом случае без частных компаний нам проблему не решить – мы не в состоянии взять и купить 300 новых автобусов. Частники должны работать, но в правовом поле».

«Лучше частника работу никто не сделает»

Однако есть и те, кто считает, что модель с большой государственной компанией в сфере перевозок морально устарела и выполнять эти функции должны частные компании. Экс-депутат регионального парламента Дмитрий Русских считает, что единая региональная транспортная компания вряд ли сможет стать коммерчески успешным предприятием. Он уверен, что с большой вероятностью компания, лишившись субсидий, станет банкротом.

«Мировая практика показывает, что лучше частника эту работу никто не делает, – отметил Русских. – Создание любого государственного предприятия такого формата в итоге приводит к убыткам и банкротству. Мы прекрасно видим, что сейчас происходит в МУПах, – сплошная коррупция и воровство. При этом на все будет тратиться безумное количество денег – что городских, что областных. В государственных структурах никто деньги не считает. Если бы государство создало для частников нормальные условия, то нашлись бы желающие взять эту работу на себя: возили бы людей, купили новую технику и все делали как положено. Не надо открывать Америку, если весь мир уже давно пользуется частными перевозками. Причем частники зачастую делают все гораздо качественнее, чем государство. Пока у нас там, где государство, одна коррупция и кумовство».

Русских говорит, что поддержал бы эту идею лишь в одном случае – если новое предприятие будет возить льготников практически бесплатно и снизит цены на билеты: «Но я думаю, что такого не будет. Цены будут только расти, плюс мы будем тратить немалые деньги из бюджета, чтобы поддерживать это неэффективное предприятие».

7f0b676cc8f816ea14d88687bf250a67.jpg

С тем, что предприятие, скорее всего, будет планово убыточным, согласен и аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. «Ситуация довольно сложная. С одной стороны, понятно, что государственное предприятие не будет прибыльным, будет планово убыточным и дотационным, – констатирует эксперт. – Некоторые регионы сейчас пытаются передать эту отрасль в частные руки, но этот процесс в любом случае требует затрат и вложений, а инвестор приходит только тогда, когда видит отдачу. Получается, ему все равно будет кто-то платить: или бюджет, или население за счет повышения тарифов; второй вариант исключаем, чтобы не создать социальную напряженность. В итоге мы опять возвращаемся к государственным компаниям, которые финансируются из бюджета, либо частникам, которые все равно нуждаются в субсидиях. В конечном счете все упирается в то, что доходы населения и его благосостояние должны расти, – тогда граждане будут в состоянии платить и за автобус, и за самолет, и за обувь, и за еду».

Что касается частных компаний, которые зачастую критикуют, то они нередко спасают ситуацию, когда маршрут перестает обслуживать государственное или муниципальное предприятие. Причем в крупных городах они в большинстве своем платят налоги и работают легально – очистить рынок не так сложно, но для этого должна быть чья-то воля.

«На определенном этапе частник, каким бы он ни был плохим, все-таки спасает ситуацию, потому что предоставляет услугу, которую никто больше не оказывает, – заключает эксперт. – Я отчасти понимаю их: возить в отдаленный район действительно дорого и зачастую нерентабельно. Если у людей есть деньги, чтобы заплатить за эту поездку, то частник их отвезет. Если у людей нет на это денег, значит, нужно создавать государственное предприятие, которое будет висеть на балансе области. Других вариантов нет».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1