горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Краснодарский край
1

Мегаполис проблем. Краснодарская агломерация, или Каждый сам за себя

Краснодарская агломерация
Почему возникают трудности при обсуждении общих проблем

В Краснодаре накануне состоялась стратегическая сессия «Экономика, градостроительная и жилищная сферы городских агломераций: российская и зарубежная практика». На ней в том числе обсуждали проект развития Краснодарской агломерации. Одной из особенностей агломерации является то, что в ее состав входят не только близлежащие районы Краснодарского края, но также районы Республики Адыгея. Зачем нужна агломерация и кто будет ей управлять, разбирался «ФедералПресс».

Из истории

О создании Краснодарской агломерации объявили чуть больше года назад. Зимой 2018 года губернатор региона Вениамин Кондратьев представил проект на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Идея создания агломерации входит в стратегию по развитию Кубани до 2030 года. Она предполагает деление региона на семь экономических зон: Центральную, Северную, Восточную, Черноморскую и Предгорную, а также две агломерации – Краснодарскую и Сочинскую.

В Краснодарскую агломерацию с центром в Краснодаре вошло шесть близлежащих городов и районов Краснодарского края и Республики Адыгея. Это Динской, Северский районы, Горячий Ключ, а также город Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы.

Что такое агломерация

В СМИ стали просачиваться опасения со стороны жителей Адыгеи, которые предполагают, что агломерация – начальный этап объединения Краснодарского края и республики.

Исполнительный директор фонда «Институт экономки города» Татьяна Полиди сказала корреспонденту «ФедералПресс», что это совсем не про то. Республика ни при каких обстоятельствах не потеряет своей автономии. Агломерация – это уже данность, и никаких границ стерто не было.

«Агломерация – понятие объективное. Не административное, не политическое. Это когда на определенной территории возникают единая экономика, социальная сфера, рынок недвижимости. То есть объективные социально-экономические процессы. Если они распространяются за пределы одного муниципального образования, то мы можем говорить об агломерации», – сказала Полиди.

Эксперт добавила, что в Краснодаре подобные процессы наблюдаются давно. Краснодар – больше не отдельный город, он – мегаполис. Муниципальные образования вокруг него, в том числе и на территории Адыгеи, образовали агломерацию.

Зачем все это нужно

Татьяна Полиди, которая выступала на сессии с докладом, посвященным территориальному планированию, а также развитию городов и агломераций, сказала, что Краснодарская агломерация – данность. Игнорировать ее – значит замедлять рост развития территории и усугублять проблемы.

Основную проблему Краснодарской агломерации эксперт видит в том, что в нее входят районы из другого региона, что усиливает процесс разобщения, несогласованности и отсутствия тесных коммуникаций. Например, на сессии не было делегации из Адыгеи, и это говорит о многом.

Полиди утверждает, что проблема многих агломераций – необходимость для местных властей толчка свыше. На том же февральском форуме в Сочи мэр Краснодара Евгений Первышов озвучивал эту мысль. Он говорил, что нужны «регулятивные документы, которые помогут комплексному развитию территорий в составе агломерации». Что, по сути, говорит о незнании власти, куда и как двигаться, а также о нежелании делать первый шаг и брать ответственность.

Основным моментом агломерации Полиди, как и Первышов больше года назад, назвала создание центров притяжения жителей. И они должны находиться не только в Краснодаре, но и в районах.

«Важно развивать все территории в составе агломерации, чтобы Краснодар не оттягивал на себя большую часть трудовых ресурсов, чтобы точки притяжения создавались во всех районах», – сказал тогда Евгений Первышов.

Такими местами притяжений мэр назвал создание индустриального парка в станице Новотитаровской Динского района, а в Горячем Ключе – многофункционального оздоровительного центра отдыха.

Орган управления

Практика агломерационного управления основана на межмуниципальном и межрегиональном сотрудничестве. У каждого субъекта остаются свои административные границы. При проведении градостроительной политики, при выработке решений в области инфраструктуры и других вопросах все муниципальные образования должны садиться за стол переговоров и анализировать происходящие процессы.

Эксперт замечает, что это должны делать вместе все районы, входящие в агломерацию, а не каждый в одиночку. После анализа ситуации принимается максимально выгодное решение. А сейчас идет политика конкуренции между муниципальными образованиями, от которой теряют все.

«В стране есть практика, когда создаются координирующие органы, координационные советы, коллегии, куда входят представители всех муниципальных образований и субъектов Федерации. Должны быть все. Он имеет полномочия совещательного органа, где будут обсуждаться и приниматься выгодные для всех решения», – сказала Полиди.

Так называемый координационный совет не имеет полномочий принимать какие-либо нормативные акты. Этим после нахождения максимально выгодного решения займутся местные власти.

Отдельно Полиди отметила, что в федеральном законодательстве есть проблемы, которые, наоборот, создают барьеры для участников агломераций. Однако уже сейчас этот вопрос решается, в том числе и на законодательном уровне. Фонд «Институт экономки города» также работает над проектом федерального закона, который поможет избавиться от тормозящего воздействия.

Особенности и проблемы Краснодарской агломерации

Краснодарская агломерация захватывает два субъекта Федерации. Из-за этого, считает эксперт, возникают нарушения в коммуникациях, от которых страдают все. Поэтому возникает наблюдаемый дисбаланс в застройке, когда пригород перенаселен, а в центре малая этажность и плотность населения ниже. Это приводит к образованию пробок. Должно быть наоборот – в центре плотная средне- и высокоэтажная застройка, а в пригороде – малоэтажная с преобладанием частных домов. А получается, что на окраине агломерации – в Адыгее – многоэтажки, где их быть не должно, а в Краснодаре – индивидуальное строительство.

Каждый решает для себя отдельно от других, что ему нужно. От подобных решений необходимо отказываться. Агломерация должна согласовывать эти процессы. То, что есть сейчас, – это отсутствие единых выгодных решений.

«Я не говорю, что малоэтажную застройку в центре надо убирать, местами ее надо сохранять. Просто зачем строить столько жилья, когда невозможно перебраться через реку Кубань и там стоит все время пробка? Для чего было построено это жилье?» – задается вопросом Полиди.

И тут же отвечает на свои вопросы. Адыгея таким образом получает дополнительный доход. Эксперт считает, что нужно было сесть за стол переговоров с Краснодарским краем и договориться, чтобы республика отказалась от настолько активного строительства. В обмен же получила бы какие-либо преференции. Например, развитие социальной инфраструктуры.

В Краснодарской агломерации, по словам Полиди, самые низкие цены на жилье относительно доходов населения среди всех крупнейших российских агломераций с населением более 1 млн человек. Краснодарская агломерация – лидер по строительству и доступности жилья. Она не является депрессивной, где высок процент безработицы или присутствует отток населения. Наоборот, по темпам роста населения она стоит на первом месте среди других российских агломераций.

«Уровень доступности жилья в Краснодаре, то есть коэффициент соотношения цен и доходов населения, один из самых лучших не только в стране, но и в мире», – заявила Полиди.

Дороги и пробки

Полиди считает, что Краснодарская агломерация способна справиться со многими проблемами, если браться за них всем вместе. Например, с транспортной проблемой. Необходимы новые мосты через Кубань. Муниципалитеты садятся за стол переговоров и решают, что нужно выделить деньги и построить новый мост.

Но если на этом остановиться, то из-за улучшения транспортной доступности окраина продолжит заселяться. А значит, через несколько лет созданной инфраструктуры вновь перестанет хватать.

«Современная градостроительное регулирование – это не управление развитием транспортной инфраструктуры, а управление плотностью населения в пространстве. Когда плотность населения на краю выше, чем в центре, при этом город моноцентричен, то есть все рабочие места расположены в центре, значит, он всегда будет стоять в пробках», – утверждает Полиди.

Есть несколько выходов. Перестать наращивать плотность населения на периферии, нужно уплотнять центр. Эксперт оговорилась, что в центре не обязательно строить небоскребы. Достаточно домов в шесть этажей. Это позволит создать комфортную городскую среду, что также положительно скажется на развитии бизнеса, предложении разнообразных услуг.

В Краснодаре – как в Москве

В Москве, утверждает эксперт, аналогичные проблемы, что и в Краснодаре. Нет коммуникаций между городом и Московской областью. Область построила множество домов за МКАД, чем создала огромные транспортные проблемы. Созданная транспортная инфраструктура в итоге захлебнулась.

Тогда Москва, считает Полиди, вложила уже триллионы рублей в развитие метро и дорожной инфраструктуры, что неадекватно. Эти средства имело смысл хотя бы частично потратить на другие цели, например, на строительство городского арендного жилья в центре и срединных зонах города, что позволило бы приблизить людей к рабочим местам (вместо строительства дорогостоящей инфраструктуры для доставки людей к рабочим местам). Именно поэтому необходимо садиться за стол переговоров. И чем раньше, тем лучше. Можно было предотвратить множество проблем, если бы на окраинах Краснодара строили не многоэтажное жилье, а небольшие коттеджи, как это делают во всем мире.

Сформированные небольшие города развивали бы свою собственную инфраструктуру, сферу услуг, создавали бы рабочие места, и таким образом происходила бы децентрализация.

Те деньги, которые потратила Москва на создание транспортной инфраструктуры, могли быть также частично направлены на создание межмуниципальных транспортных связей на периферии. То есть населенные пункты связаны друг с другом через Москву, а не между собой. Аналогичную ситуацию эксперт видит в Краснодаре.

Если не заниматься этой проблемой сейчас, то через несколько лет к ней все равно придется вернуться, только тогда ситуация еще усугубится. На устранение того же транспортного коллапса потребуются огромные средства.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, пресс-служба администрации Краснодара

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1