Top.Mail.Ru
Политика
Иркутская область
0

«Снаружи политика, внутри борьба кланов». Парламентарии Приангарья в третий раз сменили порядок выборов мэра Иркутска

О своем несогласии с законопроектом прямо заявили всего шесть авторитетных депутатов.
О своем несогласии с законопроектом прямо заявили всего шесть авторитетных депутатов

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области утвердили должность сити-менеджера Иркутска. Соответствующий закон народные избранники приняли во втором, окончательном чтении. Это уже вторая замена правил выборов градоначальника за последние пять лет. Чего ждать горожанам и кому выгодна «политическая чехарда» – в материале «ФедералПресс».

Поздравляем, у вас будет сити-менеджер

О том, как такое могло произойти, политологи и аналитики будут спорить еще долго. 20-я сессия заксобрания Иркутской области обещала быть непростой. И в этом ожидания оправдала. Противостояние депутатов и правительства, фракций между собой и отдельных депутатов – дело для региональной политики привычное. Держа в голове эту аксиому, эксперты говорили с полной уверенностью: «По 36-му вопросу повестки депутаты никогда не договорятся». Речь идет о порядке избрания мэра Иркутска. Документ подготовили в соавторстве коммунист Андрей Андреев и Дмитрий Тютрин, представляющий фракцию ЛДПР. Плодом столь странного политического симбиоза стал законопроект, который предлагает заменить выборного главу наемным сити-менеджером.

Шуточный вопрос, популярный в местной околополитической тусовке, «Когда Иркутск объявят вольным городом?» на самом деле вовсе не шуточный. Опыт смены формы волеизъявления в областном центре уже был. В 2015 году заксобрание региона отменило прямые выборы мэра, и градоначальника из своей среды выбирали вновь избранные депутаты городской думы. Об этом собравшимся напомнил председатель фракции «Гражданская платформа» Александр Битаров. Его удивляет, что, 5 лет назад уже сменив порядок голосования и фактически сузив круг избирателей до 24 человек, заседающих в думе, теперь авторы закона вводят некую комиссию, которая будет решать, достоин ли претендент, заявивший о своих амбициях, кресла градоначальника. И только потом депутаты наделят полномочиями мэра одного из кандидатов, прошедших отбор.

«Нельзя каждый политический сезон обманывать избирателей. В прошлый раз мы изменили порядок и выбрали мэра из числа депутатов. В этот раз люди шли на участки, зная, что депутаты городской думы будут выбирать мэра, а мы обманываем и людей, и депутатов. Нам надо остановиться. Законодательное собрание не цирк»,–подчеркнул парламентарий, добавив, что он будет голосовать против.

Неудобная математика

О своем несогласии с законопроектом прямо заявили всего шесть авторитетных депутатов. Лидер «эсеров» Лариса Егорова, однопартийцы инициатора законопроекта коммунисты Сумароков, Сарсенбаев и Бренюк. Антон Романов пошел еще дальше и призвал коллег голосовать публично.

«Мы подготовили обращение, в котором предлагаем всем проголосовать открыто. Мы собралишесть подписей, а необходимоодиннадцать для постановки на голосование. Или другой вариант: я предлагаю каждому депутату сфотографировать свой мандат рядом с результатом своего голосования и выложить в социальные сети. Народ должен знать своих «героев» – тех, кто в очередной раз обманывает людей. В законе естьпять способов избрания мэра города. Мы перебрали уже три. Мы что, еще 15 лет людям мозги пудрить будем?»– предложил депутат.

Отклика среди парламентариев инициатива не нашла. При этом спикер заксобрания Сергей Сокол, возглавляющий региональное отделение «партии власти», и Виталий Перетолчин – руководитель фракции «ЕР» в думе, заявили о том, что законопроект не поддерживают. С одной, возможно ставшей решающей, оговоркой: все члены фракции вольны голосовать как считают нужным, не оглядываясь на партийную дисциплину. В итоге 26 голосов за и 10 против.Один депутат воздержался, четверо вообще не голосовали. Простая арифметика говорит: проголосуй «ЕР» фракционно, законопроект не набрал бы положенных 23 голосов. Но кто-то проголосовал сердцем. Любопытный момент: о том, что они нажали кнопку «против», корреспонденту «ФедералПресс» в личной беседе рассказали одиннадцать депутатов! Кто-то слукавил. Так или иначе, Иркутск можно поздравить с сити-менеджером. Занавес.

«Гора, которая родила мышь»

В споре «Сити-менеджер – зло или благо» участвуют не только те, кому формулу выборов в областном центре довелось менять впервые. Андрей Лабыгин депутатствовал в предыдущем созыве заксобрания, и отмена прямых выборов мэра произошла при его составе парламента. Тогда, про словам Андрея Лабыгина, законопроект продавили представители ЛДПР, причем с сильнейшей поддержкой федерального центра. От своей причастности к инициативе народный избранник открещивается, называя это «некомпетентными слухами». И предыдущая, и нынешняя инициативы, по мнению депутата, – борьба элит за право решать судьбу города. Правда, как считает профессиональный юрист, эти изменения в устав их инициаторам ожидаемых дивидендов не принесут.

«Во-первых, то, что принято, это не проект «сити-менеджер» в чистом виде. Предлагается нанимать не специалиста, который бы нес ответственность перед думой, а полноправного мэра. Из числа депутатов или вообще сторонних лиц, но прошедших некий отбор. Что это за комиссия, оставим пока за скобками. Но смысл в том, что сити-менеджера можно уволить, если он не исполняет своих функций. А персона, которая возглавит город в результате предложенной схемы, она наделена всей полнотой власти именно мэра. Соответственно, он более самостоятелен в своих решениях. Далее, законопроект приняли, но это не финал. Требуется еще масса подзаконных актов, изменения в уставе города, это огромная по объему и времени работа. Так что законопроект может оказаться горой, которая родила мышь», – подвел итог Андрей Лабыгин. При этом депутат отметил, что принципиально практика привлечения управленца на конкурсной основе ничего плохого не имеет. При прозрачном подходе.

А вот у последнего всенародно избранного мэра областного центра Виктора Кондрашова доверия само понятие «сити-менеджер» не вызывает. По мнению экс-градоначальника, процедура не совсем прозрачная и с большим лоббистским потенциалом.

«Начнем с того, что я за прямые конкурентные выборы. А тут возникает много вопросов. Первый и наиважнейший: что это за конкурсная комиссия, которая будет отбирать кандидатов? Кто ее будет создавать, люди насколько компетентные в вопросах городского управления в нее войдут? Может получиться, что эти люди в комиссии выполнят роль своего рода фильтра, чтобы отделить «угодных» от «неугодных». В чьих интересах она будет работать? Если в интересах горожан, то отлично. Но ведь у нас есть различные лобби, это не секрет. Строительные, сельскохозяйственные и так далее. Поэтому вопросов пока больше, чем ответов. И я считаю, те кто проголосовал за, сделали ошибку. Это решение только усугубит положение, сделав будущего градоначальника зависимым от различных групп интересов», – подчеркнул Виктор Кондрашов. Добавив, что он бы у руля города повторно на таких условиях не встал.

Дальний прицел

И те, кто высказывается за, и те, кто против, приводят разные аргументы в своих спорах. Первые называют институт сити-менеджера гарантией от случайных людей в городском управлении. Вторых пугает недостаток демократии. В любом случае, объясняют свои поступки обе стороны народным благом. И обвиняют друг друга в популизме или лоббировании чьих-то интересов. Юрий Фалейчик, сложивший с себя депутатские полномочия еще два созыва тому назад, видит в этом и третий мотив. По мнению экс-парламентария, планы у обеих сторон идут дальше, чем борьба за контроль над городской властью.

«Различные группировки ведут спор, чья креатура возглавит город. Это и коммунисты, и «строительное лобби», потерявшее часть позиций в городской думе, но достаточно крепкое. Есть еще игроки. Но нельзя забывать, что на носу губернаторские выборы. И иметь в своем активе город, где проживает четверть всех избирателей региона, весьма соблазнительно. Проблема в другом. В общем дефиците кадров в области. Если у кого-то есть в запасе человек, способный эффективно решать городские проблемы, то я только за. Но, мне кажется, все интересанты озабочены поисками не такого человека, а достаточно управляемой или договороспособной кандидатуры», – отметил Юрий Фалейчик.

Так или иначе, но в новую политическую пятилетку Иркутск вновь войдет по новым правилам. Сроки предсказать трудно: все зависит от работы юристов и депутатов, насколько быстро они подготовят нормативную базу. Ну и от действий главы региона. У губернатора есть две недели на утверждение законопроекта. Или неутверждение, что погрузит политический истеблишмент в новый виток политических баталий.

Фото: ФедералПресс / Давид Азизов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.