Top.Mail.Ru
Политика
Краснодарский край
0

«Как будем работать на удаленке». Светлана Бессараб о дистанционной работе

Светлана Бессараб
В ТК закрепят нормы о постоянной и временной дистанционной работе

Государственная дума России готовит ко второму чтению законопроект об удаленной работе. Потребность в уточнении этой формы трудовых отношений возникла в период введения ограничительных мер на фоне угрозы распространения коронавирусной инфекции. Интерес к документу большой: как у работодателей, так и работников – все хотят, чтобы их права соблюдались. «ФедералПресс» поговорил с депутатом Госдумы, членом комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, лидером профсоюзов Кубани Светланой Бессараб о тонкостях дистанционной и удаленной работы и необходимости внесения поправок в Трудовой кодекс.

В Трудовом Кодексе предлагают закрепить нормы о постоянной и временной дистанционной работе. Такой законопроект Госдума планирует рассмотреть в первом чтении на одном из ближайших пленарных заседаний. Предлагается ввести нормы о постоянной, временной дистанционной работе и комбинированной работе. Устанавливается, что при переходе на временную удаленную занятость дистанционные работники будут иметь право на такую же зарплату, какую они имели в офисе. Также предлагается закрепить за ними право на неприкосновенность времени отдыха – право быть офлайн.

Есть мнение, что коронавирус с нами навсегда, надолго. Мы видим работу над законом об удаленной работе. Светлана Викторовна, как вы считаете, действительно ли станет такой тип работы привычным и постоянным для нас?

― Я думаю, да. Эксперты сходятся во мнении, что удаленная работа станет для нас такой же привычной, как и ежедневный выход на работу в офис. Пандемия стала лишь толчком к введению новых, нестандартных типов занятости; изменения форм трудовых отношений необходимы были давно.

Действующая с 2013 года глава 49.1 ТК РФ о дистанционной работе достаточно сложна для применения, поэтому ею пользуется минимальное количество работников и работодателей. По данным Росстата, в 2019 году из 67,1 млн занятых лишь 30 тысяч человек работали на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети Интернет. При этом большинство граждан работали либо без какого-либо договора, либо по договору гражданско-правового характера, зачастую числились работающими в офисе, а на самом деле работали удаленно.

Мы настаиваем на том, чтобы правовые основы регулирования дистанционной занятости, а именно режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда, были закреплены в Трудовом кодексе, чтобы при дистанционной работе стороны заключали трудовой договор, а не договор гражданско-правового характера, который ущемляет права работника и лишает его социальных гарантий. Внесенные в Трудовой кодекс поправки помогут регулировать трудовые отношения в условиях развития и повсеместного применения цифровых технологий.

Именно с учетом новых возможностей законопроектом предлагается снять ограничения по нахождению рабочего места, работник будет определять его самостоятельно.

Вот я с вами разговариваю из рабочего кабинета, хотя при наличии устойчивой связи я могла бы вести диалог и из любого другого места.

Какие варианты будут во взаимоотношениях работодателя и работников?

― Предполагается три варианта. Первый - постоянная дистанционная удаленная работа.

Второй вариант – временная дистанционная работа, которая может применяться во время эпидемий, происшествий техногенного характера, а также аномальных природных явлений. Например, завтра объявили, что в центре города не будет электричества, допустим из-за ремонта сетей. Работодатель может перевести работников на удаленку без формализованного подхода, по упрощенной форме.

Третий вариант – комбинированная форма. Это когда работодатель и сотрудник соглашаются, что четыре дня в неделю работник будет трудиться на рабочем месте в офисе, а пятый день он будет исполнять трудовые обязанности, например, на даче, потому что в городе большие пробки, все опаздывают.

Работодателю может быть выгодно, если сотрудники, проснувшись утром, сразу начинают работать, а не простаивают в пробках.

Очевидна экономическая выгода и для работников. Это серьезная экономия на транспортных расходах, на одежде и обуви, на питании. Многие отмечают возможность быстро решить бытовые проблемы – работа в офисе часто не позволяла этого сделать.

Мы понимаем, что ситуация в сфере трудовых отношений меняется, цифровизация охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Значит, нам надо менять форматы и подходы к работе.

При этом нельзя допустить, чтобы работодатель мог бесконечно занимать время работника, например звонить в любое время суток. Что-то вспомнил, надавал задач на завтра, на неделю вперед, и все это после десяти часов вечера. Если необходимо привлечь сотрудника к работе в его личное время, то она должна оплачиваться сверхурочно.

Законопроект должен исключить дискриминацию удаленных сотрудников при расторжении трудового договора. Сейчас в Трудовом кодексе предусмотрено, что работодатель может в трудовом договоре прописывать основания для увольнения, поэтому часто встречались такие формулировки, как «исчерпанность работы» или отсутствие заинтересованности со стороны работодателя.

Кто занимается разработкой нормативных актов?

― Представители профсоюзов и работодателей, Минтруда совместно с депутатами фракции «Единая Россия» в Госдуме провели множество встреч, переговоров, чтобы сформировать текст законопроекта к первому чтению и достичь согласования интересов и вносимых в Трудовой кодекс поправок. Но самое важное – законопроект должен защитить права работающих граждан, четко определить нормы организации дистанционной и удаленной работы. Новое трудовое законодательство затрагивает интересы около 75 миллионов трудящихся по всей стране, что требует внимательного анализа и обсуждения на местах.

Возникает вопрос учета рабочего времени. В офисе понятно – пришел, ушел – где-то есть книга регистрации учета времени, где-то электронные пропуска, а как будет при удаленной работе?

― В законопроекте предусмотрен механизм учета рабочего времени при переводе работника на удаленный режим.

График такой же, как и при обычном режиме работы. Например, с 8 до 17 часов с перерывом на обед.

А доказать, что работник трудился сверхурочно, сегодня достаточно просто, если вы взаимодействуете с работодателем посредством какого-либо вида связи.

Я приведу в пример ситуацию, которая случилась в период пандемии, когда работнику на удаленке стало плохо, он потерял сознание. Его супруга вызвала скорую помощь. Потом мы долго обсуждали, является ли этот случай производственным.

Кстати да, интересный вопрос...

― От этого ведь много зависит. Если это бытовое снижение здоровья, то все, на что может рассчитывать гражданин, – это бесплатное медицинское обслуживание в рамках действующего законодательства.

Если же это несчастный случай на производстве, из средств Фонда социального страхования, от работодателя положены соответствующие выплаты. А в случае гибели семья должна получить миллион рублей в качестве компенсации.

В моем примере работник пострадал достаточно серьезно. Мы доказали, что в момент, когда ему стало плохо, он исполнял трудовые обязанности, отправлял рабочие документы.

Конечно, такие прецеденты будут учитываться, поэтому как никогда при согласовании законопроекта необходимо участие профсоюзов и работодателей, экспертов, широкой общественности.

Это действительно важный момент, кто будет нести ответственность за обеспечение безопасности на рабочем месте. Ведь рабочее место дистанционного работника может находиться везде, где есть стабильный интернет и телефонная связь: на даче, на море, где угодно, и он должен чувствовать себя безопасно.

При удаленном режиме работы в трудовом договоре должно быть прописано, что сотрудник обязан соблюдать нормы охраны труда, в противном случае он будет нести ответственность самостоятельно.

Так, например, если вы работаете из дома, выполняя поручение работодателя, почувствовали себя плохо – это одна ситуация.

А вот если вы оказались на природе и это не связано с исполнением прямых служебных обязанностей, вы не лесник, например, а, гуляя по лесу, повредили здоровье, это совершенно иная ситуация. Если у вас в трудовом договоре указана обязанность оборудовать себе рабочее место в приемлемом для этого помещении, то такая травма – уже ваша сугубо бытовая проблема.

Стоимость труда не поменяется? Не снизится с переводом на удаленку?

― Работодатель не может снизить зарплату работнику, переведенному на удаленку, если он выполняет необходимый объем работы и трудится полное время. Работники на удаленном режиме имеют точно такие же права, как и работники, постоянно работающие в офисе: право на ежегодный оплачиваемый отпуск, пособие по временной нетрудоспособности, учебный и дополнительный отпуск, премиальные и иные выплаты, указанные в локальных документах.

К тому же законопроектом предусмотрено возмещение работникам затрат на электроэнергию, телефонную связь, интернет, за использование собственной техники, на приобретение средств коммуникации, компьютерных программ, различных расходных материалов.

Практика показывает, что в пандемию стоимость труда даже возросла. При этом самим работодателям такой формат тоже понравился: сотрудники работают эффективнее, затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, содержание снизились. Сегодня некоторые говорят о том, что готовы немного повысить зарплату тем, кто перейдет на удаленный формат занятости.

Есть мнение, что закон об удаленной работе, а также схожие корректировки в законодательство делаются оперативно, чтобы успеть до второй возможной волны коронавируса. Так ли это?

― Мы продолжаем надеяться, что второй волны коронавируса не случится. А переход на удаленную и дистанционную занятость – это запрос времени, новая реальность. По сути в законе закрепляется то, что многие компании уже начали применять на практике.

В конце июня Минтруд со ссылкой на данные портала «Работа в России» сообщил, что в пиковые периоды нерабочих дней во время пандемии работали удаленно около 6 млн человек. Сейчас число тех, кто работает в удаленном режиме, превышает 2 млн человек. При этом их права при работе в таком формате не защищены законом.

Поступивший в Госдуму в середине июня законопроект принят только в первом чтении. Сейчас проходит его широкое общественное обсуждение с привлечением экспертов, представителей профсоюзов и работодателей, общественных палат регионов, отделений ПФР. Законопроект рассматривается в региональных парламентах, затем поступит в Российскую трехстороннюю комиссию. Результаты представят в Госдуму ко второму чтению. Учитывая значимость законопроекта для трудовых отношений, период сбора предложений от общественников и профессиональных экспертов увеличен с одного до двух месяцев. Второе чтение состоится уже в осеннюю сессию. Перед вынесением на второе чтение планируются парламентские слушания. От профильного комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов я вхожу в состав рабочей группы, которая под руководством одного из авторов законопроекта, Андрея Исаева, призвана обсуждать все поступающие поправки.

А что вам не нравится в законе об удаленной работе? Что бы вы поменяли? Какие предложения внесли?

― Профсоюзы Кубани, обсуждая законопроект, высказались однозначно в его поддержку.

Мы внесли лишь некоторые уточнения. Например, что такое «стационарное рабочее место» – сегодня этого понятия нет в Трудовом кодексе. Предложили закрепить в случае принудительного перевода на удаленку обязанность работодателя компенсировать сотруднику затраты на организацию рабочего места. Все это предстоит обсуждать в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.

Любое законодательство несовершенно. Когда «никому не будет нравиться» норма об удаленной работе?

― Переход к такому формату работы неизбежен. Ну не имеет смысла, например, ехать на работу, чтобы отправить письмо, если это можно сделать из дома.

Мы смогли удостовериться, что и при работе из дома экономика продолжила функционировать. Исследования показали, что на удаленной работе производительность труда не падает.

Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации законодательно закрепляют новые права и обязанности работников и работодателей, развивают новый формат взаимоотношений между ними в современных условиях.

Будут устранены не только правовые пробелы, станет возможным более широкое применение гибкой занятости, особенно для молодежи, отдельных категорий граждан. Все эти меры стабилизируют ситуацию на рынке труда.

Фото: из личного архива Светланы Бессараб

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.