Top.Mail.Ru
Общество
Москва
6

Опасно и ненаказуемо. Эксперты предложили Минтрансу отказаться от законопроекта об электросамокатах

Сейчас владельцы электросамокатов не несут никакой ответственности перед окружающими
Сейчас владельцы электросамокатов не несут никакой ответственности перед окружающими

В Общественной палате России за круглым столом эксперты обсудили предложения Минтранса РФ о регулировании использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Проще говоря – электросамокатов, гироскутеров, скейтов, моноколес, роликов и т. п. До сих пор эти стремительно набирающие популярность средства передвижения в потоке автомобилистов и пешеходов жили (да и продолжают пока еще жить) своей жизнью. Как следствие – электросамокатчики гибнут под колесами авто, остаются безнаказанными при наезде на пешеходов и ГИБДД ничего не может им предъявить. Почему Минтрансу лучше отказаться от продвижения своего законопроекта и кто должен заняться этим вопросом, читайте в материале «ФедералПресс».

Об изменениях, предложенных Минтрансом России в правила дорожного движения, стало известно еще несколько месяцев назад. Документ, с одной стороны, вызвал поддержку и представителей автомобильного сообщества, и пешеходов, и самих пользователей СИМ. С другой – породил множество вопросов и подвергся серьезной критике. В понедельник совершенно противоположные позиции прозвучали и в стенах Общественной палаты России на круглом столе, организованном комиссией по безопасности.

Напомним, документом, предложенным Минтрансом, регулируется использование средств индивидуальной мобильности (прежде всего электросамокатов, гироскутеров, моноколес – СИМ, имеющих мотор). Отмечается, в частности, что движение на СИМ возможно по тротуарам, обочинам и непосредственно по проезжей части дорог. При этом пешеходы имеют приоритет перед пользователем электросамоката и других СИМ.

Вместе с тем эксперты отмечают, что далеко не все электросамокаты безобидны. Многие из них развивают скорость до 25–30 км/ч, а значит, должны приравниваться к мопедам. Соответственно управляющий таким СИМ обязан быть в шлеме и иметь водительское удостоверение. Но об этом пока речи на регуляторном уровне не идет.

Да и никакой ответственности электросамокатчики не несут перед окружающими. Известны случаи их наезда на пешеходов. Но даже в случае получения пешеходом травмы привлечь к ответственности «водителя» невозможно – по действующему законодательству он такой же… пешеход. Столкнулись два человека на тротуаре, и не важно, что один из них при этом двигался на агрегате весом до 50 кг (!) и со скоростью до 30 км/ч. При таком раскладе, по мнению руководителя Союза пешеходов Владимира Соколова, создается привилегированный слой участников дорожного движения, которые ни за что не отвечают, а катаются в свое удовольствие. Соколов убежден, что для пользователей СИМ необходимо ввести строгое наказание. В пример он привел Сингапур, где водитель СИМ и водитель автомобиля могут понести одинаковое максимальное наказание – 15 лет реального лишения свободы.

А потому, как считает руководитель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, главное при регулировании этого вопроса – думать о безопасности людей. И требования безопасности должны стать главенствующими в том числе для пунктов проката электросамокатов, которых особенно много в Москве и Санкт-Петербурге.

Другой вопрос – дорожная инфраструктура. Зачастую в российских городах ширина тротуара составляет 1,5 метра. Только в Москве в последние годы в центральной части города (где, в общем-то, чаще всего и используются СИМ) происходит расширение пешеходных дорожек. Взять тот же Питер – тротуар даже на Невском проспекте не вмещает всех пешеходов, а снующие электросамокатчики плюс велосипедисты постоянно приводят к конфликтным ситуациям и к столкновениям. Кстати, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Союза пешеходов Алексей Цивилев в подтверждение того, что ситуация в городе действительно непростая, сообщил, что в этом году в Северной столице «резко увеличилось количество смертей пешеходов», использовавших СИМ.

В любом случае, убеждены эксперты, средства индивидуальной мобильности должны быть признаны транспортными средствами, под которые должна создаваться дорожная инфраструктура. В том числе нужно думать о качественном освещении дорог. Другой вопрос – по карману ли это бюджетам российских регионов.

По мнению экспертов, на законодательном уровне нужно запретить использование СИМ вне городов, то есть на трассах, где скоростной режим превышает 60 км/ч. И это на пользу прежде всего самим пользователям средств индивидуальной мобильности, своего рода забота об их безопасности.

Ко всему прочему эксперты предлагают обязать пользователей СИМ надевать светоотражающие жилеты при выезде на дорогу. Опять же, для их собственной безопасности.

И все же один из основных факторов – личная ответственность пользователей СИМ и понимание того, что любой электросамокат, гироскутер и подобные средства передвижения – это не только аппарат, позволяющий быстро добраться из точки А до точки Б, но еще и источник опасности для самого «водителя» и окружающих. Поэтому эксперты призывают производителей добавлять в упаковку с СИМ короткую инструкцию о мерах безопасности дорожного движения.

Предполагается, что в будущем все электросамокаты будут оснащаться регистраторами. Они будут вести видеозапись и фиксировать все параметры движения и при необходимости передавать их в центры наблюдения за дорожным движением.

Но все поправки, которые реально нужны в правилах дорожного движения и которые позволят урегулировать использование СИМ в России, как отмечают эксперты, должны разрабатывать специалисты, люди, которые непосредственно будут регулировать их выполнение в будущем. Поэтому в Общественной палате считают, что проект Минтранса нужно отклонить, а уполномочить разработать изменения в ПДД Министерство внутренних дел России.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.