горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Москва
26 мая 2017, 10:26 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс

«Проблемы пенсионного обеспечения в России приобрели системный характер»

Предложение Минфина РФ о переходе к финансированию фиксированной выплаты к пенсии из федерального бюджета необходимо рассматривать в контексте так называемого «налогового маневра 22/22», который именно это ведомство активно продвигает последние несколько месяцев. Суть маневра проста: перераспределить поступления между государственным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Среди последних особое место занимают три крупнейших социальных фонда – Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Об этом ФедералПресс рассказал Кирилл Парфенов, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления университета имени Г. В. Плеханова:

«Сейчас ставка страховых взносов составляет 30 %, более двух третей из них зачисляются в бюджет Пенсионного фонда. Налоговый маневр предусматривает сокращение ставки страховых взносов до 22 % при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 22 %. Сама по себе идея налогового маневра вызывает ожесточенные дискуссии специалистов. Авторы этой концепции считают, что это приведет к более быстрому и устойчивому росту экономики. Противники ожидают увеличения нагрузки на бизнес, прогнозируют новый виток инфляции и «существенное снижение уровня жизни» за счет подорожания продуктов и лекарств. Если макроэкономические итоги предлагаемого маневра выглядят спорными, то ущерб для социального блока представляется достаточно очевидным; в первую очередь это увеличение зависимости пенсионной системы от федерального бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда не сбалансирован даже при нынешних ставках страховых взносов. В 2017 году выплаты работающего населения обеспечивают лишь две трети расходов фонда на выплаты: 2,1 трлн. руб. из необходимых 6,4 трлн. руб. будут покрыты за счет трансферта из государственного бюджета. Налоговый маневр лишь увеличивает этот дефицит – как подсчитали в Минфине, трансферт возрастет до 3,5 трлн. руб. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин прогнозирует еще больший рост – примерно на 2 трлн. руб.
Смысл перевода фиксированной выплаты на федеральный бюджет в такой ситуации совершенно непонятен. Да, по оценке Минфина, такое решение позволяет сократить трансферт почти вдвое – до 1,2 трлн. руб. Но ведь это никак не помогает в реальном устранении дефицита средств в пенсионной системе: от того, что фиксированная выплата будет отделена от страховой пенсии, уровень жизни пенсионеров никак не повысится.

К тому же, совершенно неясен сам механизм выплат в случае принятия новой модели. Будут ли эти выплаты производиться тем же Пенсионным фондом, но из средств федерального бюджета или Минфин предполагает создание своей «расчетной части», во многом дублирующей работу Пенсионного фонда?
Правда, ситуация, к которой приведет пенсионную систему предлагаемый налоговый маневр, вступает в противоречие с официально провозглашенным курсом на снижение зависимости пенсионной системы от бюджетного финансирования: налоговый маневр эту зависимость в количественном выражении, напротив, только увеличивает. Возможно, перевод фиксированной выплаты на федеральный бюджет представляет собой изящное бюрократическое решение возникающей коллизии. Но это – лишь декорация, а не решение реальных проблем ни пенсионной системы, ни в целом экономики страны.

Проблемы пенсионного обеспечения в России приобрели системный характер. Официальные лица обычно говорят об их неизбежности, ссылаясь на старение населения и сокращение доли лиц в трудоспособном возрасте. Это, безусловно, правда, но далеко не вся. Нарастающий дефицит средств в пенсионной системе обусловлен кризисом экономики и усугубляется лихорадочными, конвульсивными, плохо продуманными действиями власти. Конфискация средств накопительной части пенсии основательно подорвала доверие граждан к этому перспективному институту, который только-только начал формироваться в нашей стране. В 2016-м году пенсии не были проиндексированы на величину инфляции, индексация была заменена разовой выплатой в размере 5000 рублей. Это позволило государству сохранить на прежнем уровне расчетную базу для индексации в 2017-м году. В результате пенсионная система сэкономит – а граждане недополучат – около 180 млрд. руб. В январе 2017-го года – данных за февраль-апрель просто нет под рукой – сборы в Пенсионный фонд сократились на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, 2016-го – со 197,88 млрд. руб. до 183,83 млрд. Причина не только в снижении заработной платы занятых в ряде отраслей, но и отмена индексации пенсий работающим пенсионерам, значительная часть которых ушла в «теневой сектор».

В условиях затяжного экономического кризиса и нарастающего дефицита бюджетных ресурсов все больше обостряется противостояние финансового и социального блоков. Касается это не только реформирования системы социальной защиты, но и оптимизации образования и здравоохранения. Почти всегда победителем оказывается именно финансовый блок, проигравшими – российские граждане. Попытка передела очевидно недостаточных средств вместо поиска комплексных моделей выхода из кризиса – не более чем реновация пресловутого «тришкиного кафтана».

 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1