Итоги прошедших в воскресенье выборов комментирует Николай Пономарев, политолог, эксперт ПРИСП:
«Во-первых, ни в одном из регионов, где проходили выборы губернатора, в качестве соперника действующего главы не выступал кандидат, потенциально способный одержать победу. Имели место уже привычные выборы «референдумного типа», цель которых заключается скорее в определении уровня поддержки первого лица региона. Эта ситуация во многом связана с отдельными дефектами в работе механизма муниципального фильтра, а также отсутствием альтернатив последнему (например, в виде избирательного залога). Кроме того, на изначальный расклад сил в ходе выборов губернаторов существенно влияет то, что главу региона фактически назначает Президент РФ, тем самым демонстрируя ему свою поддержку. Губернатор, таким образом, выступает в глазах граждан в качестве «человека Путина».
Во-вторых, муниципальные выборы в принципе малоинтересны избирателю. Круг полномочий местных депутатов весьма ограничен, и потому внимание к их выборам закономерно остается низким. Во время президентских выборов или битвы за мандаты депутатов Госдумы избиратель осознает, что речь идет об определении будущего страны на ближайшие годы, он получает возможность выразить свое неодобрение или поддержку политическому курсу властей. Все это мотивирует людей идти на избирательные участки. В случае же муниципальных выборов (в глазах избирателей) решается вопрос о том, «кто будет заниматься лавочками в нашем дворе». В данном случае можно привести аналогию с работой института собраний собственников жилья. Человека может что-то не устраивать в состоянии дома или прилегающей к нему территории, но он все равно будет игнорировать собрания жильцов, считая, что имеющиеся проблемы не стоят времени, которое он потратит.
В-третьих, сказывается и такой «общий» фактор, как время проведения выборов. Многие избиратели находятся в отпусках или на даче. Именно по это причине многие оппозиционеры настойчиво предлагают перенести выборы на зиму или весну.
Наконец, нужно помнить и о падении доверия к партийным брендам. Политиков уже слабо отождествляют с конкретными идеологиями, в них зачастую видят исключительно дельцов, борющихся за контроль над ресурсами. В этой ситуации привлечь людей на выборы может лишь участие кандидатов, обладающих высоким личным авторитетом. Однако харизматики всегда в дефиците, и потому использовать этот ресурс можно лишь в весьма ограниченных масштабах.
Падению авторитета партий способствует и то, что их лидеры зачастую свыкаются с положением «вечных проигравших» и фактически отказываются от претензий на полную победу на выборах. Их целью становится удержание собственной части «электорального поля», а это не может не разочаровывать избирателей».