Судебная коллегия по гражданским делам Ханты-Мансийского суда приняла решение о прекращении эксплуатации муниципального полигона в Сургуте и рекультивации его территории, отведя местной администрации 90 дней на исполнение приговора. Сейчас муниципалитет пытается оспорить это решение в кассационном суде. Насколько реально сегодня сохранить действующий Сургутский полигон ТБО и какими могут быть для горожан последствия его закрытия – об этом «ФедералПресс» рассказала эксперт ОНФ в Югре Карина Гаджиева:
«Скорей всего, кассационный суд примет сторону Транспортной прокуратуры и запретит эксплуатацию муниципального полигона. И дело не только в птицах, которые создают опасность для самолетов, хотя эта проблема очень серьезная. Сейчас и в Нижневартовске такая же ситуация, там тоже свалка вблизи аэропорта. Во-первых, полигон построен по прежним СНИПам и нормам, которые сейчас из-за изменения законодательства устарели. Суд может принять во внимание то, что есть планы по строительству нового полигона, где также планируется переработка. Какой смысл оставлять этот потенциально опасный объект, если вскоре в другом месте должен появиться другой, более современный и безопасный?
Во-вторых, у нас городская застройка подходит все ближе к аэропорту и, следовательно, полигону. То есть через какое-то время может возникнуть проблема с жителями микрорайонов, коттеджных поселков, недовольных таким соседством. Поэтому лучше убрать этот полигон, чтобы не получилась такая же ситуация, как в Подмосковье.
Кроме того, меняется отношение к отходам. Если раньше речь шла об утилизации, то теперь основной тренд – переработка. А у нас пока нет таких возможностей, даже те контейнеры для сбора пластика, которые недавно появились во дворах, они все равно все сгружаются в один мусоровоз. Сейчас в округе определяют регионального оператора, который займется управлением обращения отходов. Помимо оператора еще нужен инвестор, который возьмет на себя строительство и эксплуатацию такого полигона в течение десяти лет. Но пока вопрос с ним так и не решен, возможно, это не то поле, которое может быть привлекательным для инвестора.
Не исключаю, что в случае закрытия муниципального полигона властям придется переориентироваться на другие, частные полигоны. Это будет означать рост тарифов для населения на вывоз ТБО, причем существенный рост. А вокруг города может увеличиться количество стихийных свалок, потому что коммунальные предприятия посчитают для себя невыгодным заключать договоры с коммерческой свалкой. В любом случае, ничего хорошего эта ситуация жителям Сургута не несет».