горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Россия
26 декабря 2018, 09:59 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА «ФедералПресс»

«Современное образование: выживут не все»

Конкурентоспособность в цифровом обществе смогут сохранить далеко не все существующие вузы. Какие высшие учебные заведения удержатся в новых требованиях рынка труда и через какую трансформацию им предстоит пройти, рассказывает ректор Тольяттинского государственного опорного университета Михаил Криштал:

«Развитие любой области человеческой деятельности в принципе невозможно без инноваций. И это очевидно. Однако ускорение появления инноваций и одновременно растущий спрос на них ведет к запросу на появление технологии генерации инноваций. Такая технология в свою очередь может быть положена в основу новой модели предпринимательского университета. Трансформируясь из обычного университета в предпринимательский, такой вуз от подготовки кадров для различных отраслей промышленности фактически переходит к предпринимательской деятельности на основе выстраивания системы генерации инноваций в увязке с подготовкой команд для их реализации и в том числе – технологических предпринимателей. Появление таких университетов – логичный и вполне закономерный ответ на запрос современного рынка. Проблема в том, что сам процесс генерации инноваций еще только технологизируется. И именно те университеты, которые сумеют выстроить такую технологию, станут ключевым звеном формирующейся сейчас новой отрасли экономики, которую тоже можно назвать «отраслью генерации инноваций».

Чтобы успешно функционировать в этих условиях, обеспечивать бесперебойный поток инноваций и подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к их генерации и коммерциализации, нынешним вузам необходима трансформация, в том числе на основе цифровых технологий.

Раньше, получив в вузе хорошие профессиональные компетенции, можно было оставаться актуальным на рынке труда до пенсии. При этом надпрофессиональные компетенции люди получали уже после окончания вуза, на рабочем месте.

Переход вузов на проектное и практикоориентированное обучение переворачивает все с точностью до наоборот. Получая надпрофессиональные компетенции еще в вузе, студент жестко мотивирован на получение и профессиональных знаний, особенно если реализуемые при этом проекты реально коммерциализуемы. Такая жесткая мотивация студента еще во время учебы позволяет прийти после окончания вуза на рабочее место более подготовленным и с профессиональной точки зрения.

Сама по себе проектная и командная работа, подразумевая тесное общение профессионалов, является гуманитарной технологией. Но в вузе она не реализуема без жесткого встраивания в учебный процесс. Иначе это просто хобби или факультатив. И многие, включая меня, скажут, что в вузе всегда была возможность заниматься научными и технологическими проектами. Но реально это было в свободное от учебы время.

Сейчас практика в реальном проекте становится основой образовательного процесса, а лекция постепенно заменяется по сути самостоятельной работой. И в этом смысле значение английского термина soft skills более уместно, потому что в современном мире надпрофессиональные компетенции должны строиться не «поверх» профессиональных компетенций, как это принято было считать раньше, а должны быть основой и стимулом к получению профессиональных компетенций. Все это полностью меняет требования к организации учебного процесса и для преподавателей.

Для того чтобы жестко встроить в учебный процесс проектную деятельность, нужно освободить на нее время. Прежде это было невозможно. Но теперь на основе современных цифровых технологий это не просто возможно, а необходимо. Речь идет прежде всего об электронном и онлайн-обучении, а также о системе управления самим процессом обучения – Learning Management System (LMS).

Использование этих технологий стирает грань между очной и заочной формами обучения, обеспечивая в формате заочного обучения более индивидуальный подход. Эти же технологии проникают в формат очного обучения, высвобождая время на реальную практику и проектную работу. И именно это становится основой для появления той самой гуманитарной технологии генерации инноваций, спрос на которую – порождение перманентной технологической революции.

Сейчас только ленивый не говорит, что профессия лектора, в прежнем понимании этого слова, в современном мире может просто исчезнуть. Однако квалифицированный преподаватель – не только носитель, но и генератор знаний – будет востребован всегда как специалист, занятый в производстве актуальных электронных курсов. Фактически благодаря этому появляется возможность перевода аудиторных занятий в более эффективную самостоятельную работу. При этом опыт показывает: при индивидуальной работе с грамотно выстроенным электронным курсом, снабженным вопросами для самоконтроля, аудио- и видеоблоками, времени на усвоение материала тратится в два-три раза меньше.

Современный университет должен давать крепкие фундаментальные знания и базовые общеинженерные компетенции как основу системного профессионального мышления. С другой стороны, надпрофессиональные компетенции, включая умение быстро и самостоятельно осваивать современные технологии, находить и перерабатывать нужную информацию, проектное и критическое мышление, умение работать в команде просто необходимы, чтобы чувствовать себя уверенно в быстро меняющемся мире. Такие компетенции можно получить только через реальную практическую и проектную деятельность.

Профессиональная подготовка и освоение комплекса надпрофессиональных компетенций – процессы длительные. Именно поэтому университет с его длительным «производственным циклом» – идеальное место для обеспечения и того и другого, причем в реальной практике создания инноваций. И очень важно, чтобы для обучаемого все это шло одновременно. Именно поэтому университет долженкоренным образом измениться.

Конкурентоспособность в цифровом обществе в условиях постоянно меняющихся технологий сохранят только предпринимательские университеты, изменившие как учебный процесс, так и систему управления университетом. Это чрезвычайно сложный процесс, требующий значительных ресурсов и коллективных усилий. Вузы, которые не пройдут через такую трансформацию, вынуждены будут исчезнуть».

Фото: Артем Чернявский

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Россия
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1