Top.Mail.Ru
Общество
Иркутская область
0

«Нарушаем естественные связи, а потом удивляемся наводнениям и загрязнениям воздуха»

Вырубка леса в Иркутской области
Вырубка леса в Иркутской области

Согласно новому законопроекту Минприроды РФ, предлагающему внести поправки в федеральный закон «Об охране озера Байкал», леса вокруг водоема могут быть вырублены из-за модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Это поможет ОАО «РЖД» в строительстве железнодорожной инфраструктуры. Конкретные объемы и виды работ станут известны только после проведения госэкспертиз, однако уже сейчас аналитики заявляют о том, что потребуется вырубка от восьми до десяти тысяч гектаров леса вдоль железнодорожных путей. О последствиях для Байкала и экологии Иркутской области и Бурятии «ФедералПресс» рассказала научный сотрудник Института географии имени В. Б. Сочавы СО РАН, доктор географических наук Татьяна Калихман:

«Что касается южной части Транссиба, там и так все вырублено. Не понимаю, зачем им вообще эти нововведения, если РЖД на юге Байкала – в районе Слюдянки и Култука – и так уже расширили, ни с кем не согласовывая, и используют огромные площади под железнодорожное полотно.

На севере аналогичная картина: вдоль железной дороги уже установлен довольно широкий транспортный коридор. Ну не третью же полосу они собираются там пустить? Единственное, предположу, что они пытаются задним числом узаконить уже произведенные незаконные рубки. К примеру, в районе Слюдянки был совершенно незаконно уничтожен памятник природы известнякового происхождения – Хобот. В итоге уникальный объект, скалу арочного типа, просто извели на известь. Как и вырубка леса. Все это объяснялось необходимостью расширения железной дороги. В Слюдянке они и так уже проложили чуть ли не десять путей параллельно. Если это расширение продолжится, под угрозой окажется другой памятник природы, сейчас уже плотно прилегающий к железнодорожным площадям. – мыс Шаманский. В этом месте пути и без того находятся максимально близко к побережью Байкала.

Неслучайно сейчас наблюдаем наводнения в Нижнеудинском, Тулунском районах Иркутской области. Когда сводятся леса, ускоряется сток воды со склонов гор, расположенных вокруг Байкала. Их больше ничто не сдерживает. Второе – любые загрязняющие вещества от той же железной или автодороги, расположенной чуть дальше; их может улавливать и задерживать только древесный покров, который создают лесные массивы. Если лишить лесов побережье Байкала, то эти загрязняющие вещества будут напрямую попадать в воду. В-третьих, не менее важное, – лес поглощает шумовое загрязнение, сопровождающее железнодорожные пути, оберегая тем самым жителей населенных пунктов, которые на побережье Байкала находятся.

Как эколог считаю, что лес нужно максимально сохранять по берегам озера. К слову, лес не единственное, что приходится спасать от железных дорог: даже в черте Иркутска мы наблюдаем, как под угрозой уничтожения долгое время находилось болото – так называемая Птичья гавань. К счастью, удалось добиться того, что на его территории, в устье Иркутска, создали особо охраняемую природную территорию. И то же самое в районе поселка Култук, где при строительстве дорог отсыпают болота. Этого делать ни в коем случае нельзя, поскольку это естественный фильтр и накопитель для сходящих с гор вод, которые после попадают в Байкал.

Как раз в случае многоводья леса и болота сдерживают лишнюю воду и позволяют избежать наводнений. А мы нарушаем эти естественные связи и потом удивляемся: а почему у нас такие катастрофические последствия возникают – сели, наводнения, загрязнения воздуха?».

Фото: пресс-служба Байкальской природоохранной прокуратуры

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.