История с православными активистами в Екатеринбурге, выступающими против работы Покраса Лампаса, набирает новые обороты. На площади Первой Пятилетки они устроили пикет против восстановления рисунка, и собрание едва не переросло в конфликт. А сам Покрас Лампас, видя такое противостояние, отказался приезжать в столицу Урала, чтобы восстановить работу, хотя начать планировал сегодня. Кто кроется за православными активистами, чем так не угодило современное искусство протестующим и какие благоразумные решения могут быть приняты в данной ситуации – своим экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился пиар-специалист Платон Маматов:
«Нужно понимать, что под этим явлением скрывается. Надо понимать, что православная община – она очень существенна, и она официально еще никак не высказалась об истории с Покрасом Лампасом. Не высказывались официально ни церковь, ни патриархат. Все, что сейчас происходит, это дело рук группы людей, которые называют себя православными активистами и директорами Музея святости. Во-первых, эти люди никак не управляются, не контролируются ни православной церковью, ни православной общиной. Если у нас православная церковь и община находятся в официальном контакте с государством, меньше всего они хотят разжигания розни и конфликтов, насилия и всего прочего, а эти так называемые православные активисты никакими рамками не связаны и абсолютно неуправляемы. Во-вторых, нужно понимать, что любая общественная движуха притягивает много неадекватов. Также история со сквером и забором привлекала массу людей: то голая активистка на дереве сидит, то нетрезвый гусар ходит. В религиозной теме очень много людей с неустойчивой психикой и эмоционально легковозбудимых, склонных к радикальным действиям. Это свойственно самой природе религии: религия требует веры и требует некоего религиозного экстаза, мистического опыта переживаний, это более эмоционально возбудимые, внушаемые люди, чем любая другая, светская, категория людей.
Действия таких православных активистов, вышедших с плакатиками, создают прекрасную почву для действий поехавших фанатиков, которые могут даже не быть напрямую связаны с этими активистами, но они могут где-то что-то почитать в газете, интернете, посмотреть в телевизоре, сделать выводы и устроить насилие, которое может вылиться как в единичные, так и в массовые жертвы.
Со стороны Покраса Лампаса решение отложить приезд в Екатеринбург – безусловно, поступок благоразумный. Любой конфликт – он требует участия двух сторон. Если не входить в противостояние с православными активистами, то через какое-то время конфликт сам себя исчерпает. С другой стороны, православный активист всегда найдет, к чему придраться. Если ты людям уступаешь, позволяешь отгрызть палец, то завтра они тебе откусят руку.
Я думаю, логичным завершением было бы выступление официальных лиц Русской православной церкви, которые бы сказали: «Ребята, мы за мир во все мире. Мы ничего не имеем против уличного искусства, и эти странные люди с плакатами – они не имеют никакого отношения к православной общине, потому что православие – это про любовь, добро и терпимость. Мы этих людей не знаем, и они не с нами». После этого случилась бы маргинализация цирка и резко бы убавилось количество желающих в нем участвовать».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева