Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Несмотря на позитивную динамику, к «Курортам Северного Кавказа» остаются вопросы

С февраля текущего года экспертное сообщество с настороженностью, интересом, а чаще всего с привычным скепсисом наблюдает за произошедшими кадровыми перестановками в ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и первыми шагами нового руководства. Интерес и настороженность, впрочем, как и определенный скепсис, понятны, поскольку с реализацией проекта создания горнолыжного кластера в СКФО связаны как надежды на прорыв в сфере региональной модернизации, так и опасения, что громко заявленный амбициозный проект станет, по выражению экспертов, очередным перераспределительным механизмом бюджетных денег. Ситуацию с КСК «ФедералПресс.Юг» прокомментировал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности, кандидат исторических наук Михаил Волхонский:

С февраля текущего года экспертное сообщество с настороженностью, интересом, а чаще всего с привычным скепсисом наблюдает за произошедшими кадровыми перестановками в ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и первыми шагами нового руководства. Интерес и настороженность, впрочем, как и определенный скепсис, понятны, поскольку с реализацией проекта создания горнолыжного кластера в СКФО связаны как надежды на прорыв в сфере региональной модернизации, так и опасения, что громко заявленный амбициозный проект станет, по выражению экспертов, очередным перераспределительным механизмом бюджетных денег. Ситуацию с КСК «ФедералПресс.Юг» прокомментировал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности, кандидат исторических наук Михаил Волхонский:

«Концепция создания в СКФО туристического кластера была впервые озвучена в представленной в 2010 году «Стратегии социально-экономического развития СКФО». Сам факт появления документа был встречен положительно, поскольку демонстрировал явное намерение федеральной власти придать кавказской политике новый не силовой, а преимущественно социально-экономический, модернизационный вектор развития. В то же время содержательная сторона стратегии вызвала и критику со стороны кавказоведов. Особенно серьезная прозвучала со стороны экспертов Российской академии народного хозяйства, которые выявили несколько слабых мест в представленной в рамках стратегии концепции развитии туризма в регионе.

В числе рисков создания горнолыжного кластера в первую очередь указывалось на неизбежное в случае строительства новых курортов размывание и гибель уже имеющихся в регионе «очагов модернизации снизу» – созданных усилиями местного предпринимательского сообщества курортов в Приэльбрусье и на Домбае. В свою очередь стагнация этих старых курортов вследствие неравной конкуренции с новыми объектами туризма вызовет закономерный рост социального напряжения и конфликтности, что может ударить по всему туристическому кластеру. Эксперты также указывали на слабую обоснованность ожиданий авторов проекта концепции относительно емкости и прибыльности туристического рынка на Северном Кавказе (проект предусматривает создание свыше 1 тыс. км горнолыжных трасс, 250 подъемников, 170 тыс. мест размещения в гостиницах). Ответом на эти серьезные замечания экспертов со стороны теперь уже старого руководства КСК стали, в общем, стандартные риторические заявления о том, что обязательно будет сотрудничество с малым и средним бизнесом, что, конечно, будут учитываться пожелания местного населения, и т. д.

Между тем произошедшая весной смена руководства в КСК, его первые заявления и шаги, а также уже имеющиеся положительные отклики позволяют взглянуть с определенным, пока еще сдержанным оптимизмом на реализацию проекта. В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что КСК возглавила на этот раз команда полпреда в СКФО Хлопонина, который таким образом получил реальные рычаги управления проектом, призванным преобразить социально-экономическое лицо Северного Кавказа.

Очевидная, личная заинтересованность полпреда в успешной реализации проекта, а также приход его команды в руководство КСК в большой степени гарантируют, что проект действительно будет доведен до конца и не превратится в коррупционный механизм перераспределения на местах бюджетных денег. Можно также ожидать, что новое руководство КСК будет более внимательно прислушиваться к мнению экспертного сообщества, а также учитывать социально-экономические интересы местного населения, поскольку именно такой стратегии активного диалога со всеми активными общественными силами в СКФО придерживается сам полпред. Показательно в этом плане стало выступление Хлопонина в октябре 2012 года, в котором он подверг критике действия руководства «Корпорации развития Северного Кавказа» (КРСК) за неумение спуститься в своих проектах на уровень муниципалитетов.

На данный момент в КСК идет ревизия решений и дел предыдущего руководства, но уже можно увидеть, что стиль работы изменился. Так, был найден разумный компромисс в вопросе расширения курорта в Приэльбрусье за счет земель национального парка «Приэльбрусье». Вместо нереальной цифры в 42 тысячи гектаров руководство КСК и национального парка пришли к соглашению об изъятии 5 тысяч гектаров. По мнению директора национального парка Залимхана Джаппуева, после смены руководства КСК взаимодействие с этой компанией стало более предметным и эффективным. Показательно спокойное, внимательное, прагматичное отношение директора КСК Сергея Верещагина к возражениям или протестам со стороны местного населения в отношении строительства туристических объектов.

Так, в связи с отказом жителей аулов Шотода и Ахалчи Хунзахского района передать земли под курорт последовало заявление директора компании: «Если с людьми договориться не удастся, мы не будем ничего строить. Нельзя КСК рассматривать как ту компанию, которая решает все вопросы. Есть компетенция местных органов власти». Таким образом, позиция нового руководства заключается в том, что все вопросы должны решаться путем диалога между населением, местной властью и руководителями на базе взаимных интересов. Это вытекает из другой ясно заявленной позиции, что новые курорты строятся в первую очередь для создания рабочих мест для местного населения. «Поэтому работе с местным населением уделялось и уделяется большое внимание, – заявил в одном из интервью Верещагин. – Специалисты компании неоднократно проводили встречи с жителями горных сел, рассказывали о проекте, отвечали на вопросы о том, что даст этот курорт им лично, их семьям. Жители региона – основной резерв кадров для работы на курортах…».

В то же время у экспертного сообщества остаются вопросы. Главный из которых – это судьба уже имеющихся, старых очагов горнолыжного туризма. Однако, судя по всему, вопрос Приэльбрусья в какой-то мере решен. Намеченное здесь строительство новых трасс и подъемников позволит устранить застарелую проблему диспропорции между растущим объемом гостиничных предложений и неотстающей горнолыжной инфраструктуры. Остается Домбай, где главные трудности связаны с фактическим отсутствием современной электросети и водопровода. Но решение этой проблемы зависит во многом от воли местных властей – как муниципальной, так и региональной, которые в принципе могут обратиться к КСК с просьбой поучаствовать в решении этих проблем. Это создало бы ситуацию, когда конкуренция предпринимателей Домбая с новыми курортами шла бы в какой-то степени на равных и касалась главным образом цен, гостиничного сервиса, благоустройства и чистоты самого курорта.

С другой стороны, руководство КСК в своих последних заявлениях ясно дало понять, что оно готово к сотрудничеству с представителями местного малого и среднего бизнеса, которые захотят участвовать в проектах в качестве инвесторов, застройщиков или управляющих объектами туристической инфраструктуры. «Местный малый бизнес сможет воспользоваться всеми льготами, которые гарантируются крупному бизнесу при условии получения статуса резидента ОЭЗ…» – заявил Сергей Верещагин.

Однако как эксперты, так и представители местного бизнес-сообщества, наверное, хотели бы услышать более подробно о конкретных механизмах привлечения и льготах для резидентов ОЭЗ из числа местных предпринимателей, способных как раз своими инвестициями и активностью закрыть сектор экономкласса.

В обществе и среди экспертов также до сих пор задаются вопросом, не превышены ли ожидания относительно притока туристов на создаваемые курорты? На чем основаны заявленные цифры? Действительно ли рынок туризма на Северном Кавказе будет настолько емким и прибыльным, как это предполагают? В компании же ссылаются на проведенные социологические исследования и опросы западных специалистов. Например, на проведенный агентством IPSOS в 2012 году социологический опрос более 2,5 тыс. россиян, занимающихся горными лыжами и проживающих в 20 городах с населением более 500 тыс. жителей. На основе этих исследований был сделан следующий прогноз: к 2041 году ВТРК «Мамисон» будут посещать 1,3 млн туристов в год, «Архыз» – 520 тыс., «Лагонаки» – 480 тыс., «Эльбрус-Безенги» – 290 тыс., «Армхи» и «Цори» – 180 тыс. Прогноз оптимистичный, но экспертам было бы интересно узнать подробнее о проведенных исследованиях, выборках и т. д.

В конечном счете, важно создать в экспертном сообществе адекватное, позитивное отношение к проекту создания туристического кластера в СКФО. В целом же первые шаги нового руководства КСК оставляют позитивное впечатление присутствия в политике компании не только жесткой целеустремленности в реализации проекта, но также гибкости, прагматичности и желания находиться в диалоге с населением.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.