Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Свердловский минфин: в бюджете денег просто нет!

В областной думе началось обсуждение проекта региональной казны на 2010 год

«Агония», «обобрали как липку», «кошмар» – так министры, представители муниципалитетов и различных ведомств сегодня, 22 октября, резюмировали обсуждение главного финансового документа Свердловской области на 2010 год. Неудивительно – дефицит казны составит порядка 9,3 млрд. рублей, государственный долг области превысит 30 млрд. рублей. Впрочем, свердловским чиновникам кризис нипочем: финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти, заметно увеличилось. Подробности свердловского бюджета – в материале «УралПолит.Ru».

«Агония», «обобрали как липку», «кошмар» – так министры, представители муниципалитетов и различных ведомств сегодня, 22 октября, резюмировали обсуждение главного финансового документа Свердловской области на 2010 год. Неудивительно – дефицит казны составит порядка 9,3 млрд. рублей, государственный долг области превысит 30 млрд. рублей. Впрочем, свердловским чиновникам кризис нипочем: финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти, заметно увеличилось. Подробности свердловского бюджета – в материале «УралПолит.Ru».

Второй бюджетный кризис

Традиционно Свердловская область из года в год наращивала экономические показатели, однако всемирный экономический кризис внес ощутимые коррективы в бюджетную политику региона. Бюджет Свердловской области-2010 года вновь будет дефицитным: недоимки казны составят порядка 9,3 млрд. рублей, государственный долг превысит 30 млрд. рублей. Первый заместитель министра финансов области Светлана Климук в ходе первого рассмотрения документа, резюмировала: «Денег в бюджете просто нет!»

По информации регионального министерства финансов, по сравнению с концом 2008 года доходы бюджета Свердловской области упали ровно в половину. Согласно проекту документа, в 2010 году за счет налога на прибыль бюджет области пополнится на 15 млрд. рублей, а за счет налога на доходы физических лиц – на 29 млрд. рублей. В общей сложности доходы региональной казны составят 78 млрд. рублей, расходы – 87 млрд. рублей. Как и в нынешнем году, преимущественно дефицит казны планируется покрывать за счет государственных и коммерческих кредитов.

Правда, сегодня министерство финансов вынуждено было признать, что дефицит бюджета-2009, возможно, «перетечет» на следующий год: «В этом году у нас дефицит составляет 10 млрд. рублей, 9 млрд. рублей мы планировали покрыть за счет государственного кредита, 1 млрд. рублей за счет коммерческих банков. Однако Федерация не рассматривает некоторые наши расходы. Сейчас нам планируется выделить всего 4 млрд. 900 млн. рублей», – заявила Светлана Климук. Оставшаяся возможность покрыть расходы региональной казны – отрицательный трансферт для муниципалитетов и коммерческие кредиты, хотя сегодня же представители минфина подчеркнули, что кредиты в банках «очень дорогие».

Минус и плюс

Ощутимее всего «кризисный бюджет» ударил по социальным расходам, региональным дорогам, областным целевым программам. При этом, как уже писал «УралПолит.Ru», финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти, заметно увеличилось. В частности, на обеспечение деятельности законодательной власти в 2010 году будет направлено 350 млн. 480 тыс. рублей (2009 год – 337 млн.469 тыс. рублей). Содержание правительства области обойдется казне в 166 млн. 307 тыс. рублей (2009 год – 152 млн. 704 тыс. рублей), губернатора – 8 млн. 924 тыс. рублей (2009 год – 7 млн. 369 тыс. рублей). Примечательно, что статья расходов «Социальная поддержка населения» в разделе органов законодательной власти увеличилась на 1,800 млн. рублей и в 2010 году составит 13 млн. 800 тыс. рублей. Напомним, что именно эта статья расходов предусматривает субсидии на приобретение квартир для депутатов регионального заксобрания. При этом буквально накануне губернатор области заявил о необходимости «ввести мораторий на трату бюджетных средств» и урезать все непервоочередные статьи расходов.

При этом, что удивительно, социальные расходы лишь урезаются. Так, нынешний вариант бюджета расходы по разделу «Социальное обслуживание населения» предполагает финансирование в размере 3 млрд. 807 млн. рублей. В нынешнем году этот показатель составляет 3 млрд. 627 млн. рублей. Расходы на образование по сравнению с прошлым годом сократили более чем на 2 млрд. рублей – с 10 млрд. 399 млн. рублей до 8 млрд. 191 млн. рублей, здравоохранение и физическая культура с 15 млрд. 882 млн. рублей сократились до 7 млрд. 799 млн. рублей, почти в 2 раза.

В ходе обсуждения бюджета больше всего вопросов у депутатов облдумы вызвала инициатива правительства об отказе выплачивать федеральным льготникам компенсации в размере 600 рублей на транспортные расходы, которые производились ежегодно. Как уверяет минфин, особых потерь льготники не понесут, поскольку со следующего года планируется серьезное увеличение пенсий. «Ранее Федерация на эти цели планировала выделить 66 млн. рублей, в 2009 году выделили 33 млн. рублей, а в 2010 году – 0 рублей!» – заявила Светлана Климук. «Министерство транспорта вообще давно просило нас отказаться от этой выплаты!» – поддержал коллегу министр соцзащиты области Владимир Туринский.

Примечательно, что на фоне этой строжайшей экономии правительство области выделяет 116 млн. рублей на строительство трамплина «Аист» в Нижнем Тагиле, где спортсмены будут готовиться к олимпиаде в Сочи. Отметим, что в 2009 году на строительство этого трамплина было выделено 400 млн. рублей, в том числе 50 млн. рублей непосредственно из регионального бюджета.

Финансовое бездорожье

Больше всего, пожалуй, от сокращения расходов пострадала дорожная отрасль. Как заявил сегодня начальник СОГУ «Управление автомобильных дорог Свердловской области» Владимир Плишкин, в нынешнем году финансирование отрасли сохранено на 6,5% от нормативных требований.

«Нам необходимо 18 млрд. рублей, если выполнять работы в соответствии с установленными нормативами, то 28,5 млрд. рублей, а нам выделяют лишь 2,920 млрд. рублей. Это такие большие деньги, что я даже задумался, что с ними делать», – попытался пошутить Владимир Плишкин. Эти средства Управление дорог планирует потратить на несколько объектов, в частности на строительство объездной вокруг Екатеринбурга, дороги Ивдель – Ханты-Манскийск, моста через Сосьву, то есть те объъекты, к которым на сегодняшний день приковано самое пристальное внимание. Наряду с этим содержание магистралей, особенно в зимний период, вызывает у дорожников серьезные опасения, вплоть до того, что зимой часть магистралей попросту может быть закрыта по решению прокуратуры или ГИБДД. «Я могу сказать, что в мае месяце вся дорожная отрасль остановится! Без работы останется 10 тыс. человек, а с января – 3 тыс.», – заявил Владимир Плишкин.

Трансфертная война

Больше всего вопросов у всех участников бюджетного процесса вызывает инициатива правительства ввести отрицательный трансферт для Екатеринбурга. Предполагается, что город направит в региональную казну 1,7 млрд. рублей.

Городские власти утверждают, что в этом случае им предстоит сократить значительные статьи расходов, в том числе на «социалку» и метро. Региональный премьер Виктор Кокшаров, напротив, накануне подчеркнул, что у города даже с учетом отрицательного трансферта остаются значительные средства. Сегодня вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский вновь настаивал на том, чтобы региональный минфин пересмотрел методику расчета коэффициента среднедушевого дохода жителей Екатеринбурга. Согласно бюджетному кодексу, в случае если среднедушевой доход жителя города превышает среднеобластной более чем в два раза, правительство области может ввести отрицательный трансферт. Согласно расчетам минфина, в Екатеринбурге этот коэффициент составляет 2,7. Вместе с тем городские власти настаивают на том, что согласно их методике расчета аналогичный показатель равен 1,6, а следовательно, оснований для введения отрицательного трансферта нет. «Мы направили наши расчеты в Министерство финансов РФ и предлагаем до их ответа отложить рассмотрение этого вопроса», – заявил сегодня вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский.

Позже министр финансов Свердловской области Мария Серова в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» отметила, что методика минфина основана на Бюджетном кодексе, а следовательно, и противоречий быть не должно: «Мы предлагаем рассчитывать среднедушевой доход в каждом муниципалитете, а потом выводить средний показатель, с которым и сравнивать Екатеринбург. У нас в Гарях, Таборах уровень дохода значительно ниже! А город предлагает сразу высчитывать среднеобластной показатель подушевого дохода. И получается, что у всех муниципалитетов этот показатель примерно одинаковый, что не совсем правильно», – отметила министр.

Бюджетные думы

Отметим, что на днях комитет по социальной политике областной думы, возглавляемый бывшим вице-мэром Екатеринбурга Виталием Смирновым, принял решение отклонить предлагаемый, весьма спорный вариант бюджета. Сегодня члены комитета по бюджету хоть и приняли решение одобрить документ в первом чтении, вынесли множество вопросов на согласительную комиссию, которая начнет свою работу после принятия документа в областной думе в первом чтении.

Как заявил глава комитета Владимир Терешков, несмотря на многочисленные споры, затягивать рассмотрения бюджета области невозможно, в связи с тем, что муниципалитеты должны сбалансировать и приять свои финансовые документы в соответствии с областным бюджетом. Пока первое чтение бюджета-2010 года запланировано на 27 октября. Правда, как показывает практика прошлого года, после работы согласительной комиссии проект областной казны ко второму чтению может измениться до неузнаваемости.

«УралПолит.Ru» будет пристально следить за работой над главным финансовым документом региона.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.