Спустя пять месяцев после крушения вертолета Ми-8 в январе 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай Межгосударственный авиационный комитет (МАК) неожиданно обнародовал отчет по результатам расследования этой авиакатастрофы. МАК впервые официально объявил, что пассажиры вертолета занимались охотой с борта вертолета и это стало косвенной причиной трагедии, унесшей жизни 7 человек. Достаточно откровенный отчет при этом опровергает большинство экзотических версий, сопутствовавших следствию. Однако основную вину ведомство, как это и предполагали наблюдатели, возложило на погибшего командира Горно-Алтайского летного отряда Владимира Подопригору. Кроме этого, из текста можно сделать вывод, что обнародованный на минувшей неделе отчет мог быть готов еще в январе. Подробности в материале «ФедералПресс».
Спустя пять месяцев после крушения вертолета Ми-8 в январе 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай Межгосударственный авиационный комитет (МАК) неожиданно обнародовал отчет по результатам расследования этой авиакатастрофы. МАК впервые официально объявил, что пассажиры вертолета занимались охотой с борта вертолета и это стало косвенной причиной трагедии, унесшей жизни 7 человек. Достаточно откровенный отчет при этом опровергает большинство экзотических версий, сопутствовавших следствию. Однако основную вину ведомство, как это и предполагали наблюдатели, возложило на погибшего командира Горно-Алтайского летного отряда Владимира Подопригору. Кроме этого, из текста можно сделать вывод, что обнародованный на минувшей неделе отчет мог быть готов еще в январе. Подробности в материале «ФедералПресс».
«В 6.11.22,5 на бортовом магнитофоне зафиксирована неоднократно повторяющаяся фраза пилотирующего пилота (пассажира): «Пусти, пусти, пусти, пусти…» – что, вероятно, свидетельствует о вмешательстве командира воздушного средства в управление вертолетом и затруднении продолжения выполнения маневра форсированного разворота» – эта сухая реплика из отчета МАК заменяет примерно половину 56-страничного текста отчета. Таким образом, следствие подтвердило версию, муссировавшуюся сразу после обнаружения вертолета, что второй пилот Ми-8 Максим Колбин легко пострадал, поскольку находился не на своем рабочем месте. Вместо него там сидел Владимир Подопригора с его значительным опытом пилотирования в горной местности, и именно он пилотировал вертолет в момент крушения.
По данным отчета ведомства, крушение произошло всего через 1,5 секунды, фраза «Пусти, пусти» принадлежит командиру экипажа Алексею Баяндину, который попытался вмешаться в управление. «Установлено, что в 5.17 экипаж обнаружил диких животных и в 5.26 произвел посадку для высадки охотников, затем после взлета в течение 10 минут загонял на них диких животных, в результате чего одно животное было убито. Экипаж вновь произвел посадку, забрал охотников, после чего они приступили к отстрелу диких животных с вертолета», – говорится в отчете МАК. В документе утверждается, что всего за время охоты было убито три животных, что опровергает не только заявления некоторых СМИ о якобы расстрелянных 38 архарах, но и, возможно, майское сообщение Геблеровского экологического общества, чья экспедиция якобы обнаружила четвертую тушу убитого архара.
Из документа следует, что во время поиска третьей, последней туши «экипаж, наблюдая за передвижением животных, отвлекся от пилотирования вертолета», а в это время воздушное судно начало снижаться «с вертикальной скоростью около 2–3 м/с». МАК не исключает, что вертолет снижался «из-за нисходящего воздушного потока», поскольку судно «в это время находится у северного теневого склона горы высотой 3402 м». Далее Ми-8 задел хвостовым винтом склон горы и упал.
«Причиной катастрофы вертолета явились ошибка в пилотировании пассажира, находившегося на рабочем месте второго пилота и осуществлявшего активное управление вертолетом. Он допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой, чем по РЛЭ (500 м), – утверждается в отчете Межгосударственного авиационного комитета. – Другой ошибкой стало отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля за высотой и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий».
Среди других факторов, способствовавших авиакатастрофе, ведомство назвало «самовольное изменение характера задания на полет и выполнение полета по отстрелу диких животных с вертолета», «допуск к управлению вертолетом Ми-171 постороннего лица», «нарушение безопасных высот полета», «несоблюдение технологии работы членов экипажа и взаимодействия со стрелками-охотниками при отстреле диких животных».
Кроме этого, в ведомстве заявили, что «экипаж неоднократно дезинформировал органы ОВД, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ»: о фактах сознательной лжи диспетчеру в отчете говорится трижды, причем проверить заявления пилота было невозможно. По заявке на полет на вертолете не было самолетных радиоответчиков и спутниковых средств связи, поэтому фиксировать местоположение воздушного судна можно было только по докладам экипажа.
После крушения аварийный радиомаяк не сработал автоматически (однако он был исправен, и после появления спасателей на месте катастрофы радиомаяк был ими включен), а выживший второй пилот якобы не смог его включить. Впрочем, одной из причин поломки радиомаяка стало его размещение в хвостовой балке, наиболее подверженной разрушениям в случае крушений
Отметим, что фактически отчет МАК опроверг несколько наиболее экстравагантных версий в стиле «теорий заговора» о массовом отстреле десятков архаров, подтвердив, тем не менее, факт замены второго пилота на Владимира Подопригору и факт браконьерской охоты с борта вертолета. Однако другая версия, касающаяся якобы сознательного отказа выживших от включения аварийного радиомаяка, чтобы «дождаться специальной команды по очистке места происшествия», не подтверждается, но и не опровергается. Ведомство в своем отчете ограничивается всего лишь рекомендацией по проведению практических занятий по работе с подобными устройствами.
Любопытной остается дата составления отчета, не указанная в документе. Конечно, можно предположить, что отчет ведомства о расследовании был опубликован через пять месяцев после инцидента из-за необходимости пройти все формальности и выполнить все экспертизы. Но, судя по тексту относительно пострадавших, документ был готов еще в середине января, в те самые дни, когда экологические организации требовали возбуждения уголовного дела по факту незаконной охоты. «По состоянию здоровья выживший пассажир № 1 находился на стационарном лечении с 11.01.2009, после 21.01.2009 будет переведен на амбулаторное лечение», – говорится в документе. Судя по характеру травм, этот пассажир № 1 является бывшим вице-премьером правительства Республики Алтай Анатолием Банных, который как раз в 20-х числах вел довольно обычный образ жизни. А ведь факт браконьерства признан в отчете МАК, который в то время отказывался от любых комментариев.
Текст отчета является очень подробным изложением датированной 15 января служебной телеграммы Росавиации, о которой «ФедералПресс» сообщал еще в самом начале февраля. Там также указывается на отсутствие на своем месте Максима Колбина, на охоту на архаров, на то, что второй пилот не включил радиомаяк, приведенный в действие только спасателями. В телеграмме даже говорится, что во время «отстрела с вертолета и с земли горных баранов» произошло «снижение вертолета на недопустимо малую высоту», а «при очередном заходе для поднятия на борт подстреленного горного барана вертолет столкнулся со склоном горы». В тот момент было неясно, откуда у Росавиации столь подробные сведения о ходе катастрофы, но первые утечки из МАК по поводу возможного браконьерства пассажиров разбившегося Ми-8 приходятся как раз на 13–14 января.
Возможно, текст отчета Межгосударственного авиационного комитета был готов практически сразу после авиакатастрофы. Можно только догадываться, почему он обнародован именно сейчас. Возможно, слишком много домыслов по поводу алтайской трагедии стало появляться после крушения вертолета с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским, возможно, это происходит в рамках расследования уголовного дела по факту незаконной охоты, о возбуждении которого было объявлено в мае.
«ФедералПресс» по-прежнему следит за развитием событий вокруг январской авиакатастрофы на юге Горного Алтая.