Top.Mail.Ru
Московская область
0

Программа поддержки социально ориентированных НКО ставит новые задачи региональным властям

Правительство России приступает к реализации широкомасштабной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Уже обнародован проект постановления, в соответствии с которым в нынешнем году региональным бюджетам будет выделено 600 млн. рублей субсидий на цели реализации программ поддержки этих организаций. Ожидается, что в 2012 году объем таких субсидий возрастет в 2 раза, а в 2013 году будет утроен. Бюджетные субсидии будут распределяться на конкурсной основе по десяти направлениям, соответствующим видам деятельности социально ориентированных НКО.

Правительство России приступает к реализации широкомасштабной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Уже обнародован проект постановления, в соответствии с которым в нынешнем году региональным бюджетам будет выделено 600 млн. рублей субсидий на цели реализации программ поддержки этих организаций. Ожидается, что в 2012 году объем таких субсидий возрастет в 2 раза, а в 2013 году будет утроен. Бюджетные субсидии будут распределяться на конкурсной основе по десяти направлениям, соответствующим видам деятельности социально ориентированных НКО.

«Однако большинство субъектов Российской Федерации пока не может претендовать на получение этих средств, – рассказала «ФедералПресс» Марина Смирнова, президент Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов. – Дело в том, что проект постановления федерального правительства предъявляет довольно высокие требования к системе взаимоотношений региональных властей со структурами гражданского общества. Практика такого взаимодействия, сложившаяся на местах, заданным стандартам пока не соответствует.

Предполагается, что одними из основных условий выделения бюджетной субсидии субъекту РФ будут наличие региональной программы поддержки социально ориентированных НКО, а также утвержденного порядка предоставления государственных субсидий социально ориентированным НКО субъектом Российской Федерации на конкурсной основе. Практика принятия подобных программ пока не получила широкого распространения в российских регионах, поскольку она предусматривает определенные обязательства властей по ресурсному обеспечению развития некоммерческого сектора. Такие программы могут повысить самостоятельность и дееспособность НКО, а это не совпадает с интересами значительной части региональной бюрократии.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении практики распределения бюджетных средств среди общественных структур на конкурсной основе. Чиновникам гораздо удобнее распределять эти субсидии в закрытом режиме на основе лишь им известных критериев. Довольно часто эти схемы используются для финансирования «дружественных» общественных объединений и отсечения от участия в государственных программах НКО, неподконтрольных властям.

Большая часть российских регионов пока не в полной мере соответствует требованию правительственного постановления по формированию наблюдательных советов государственных и муниципальных учреждений с привлечением заинтересованных социально ориентированных НКО. Оставляет желать лучшего порядок проведения общественной экспертизы проектов региональных и местных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы НКО. Весьма проблематичной является реализация на региональном уровне требований правительственного постановления о предоставлении налоговых льгот социально ориентированным НКО, а также организациям, выделяющих им благотворительные пожертвования.

Парадоксальность складывающейся ситуации заключается в том, что структуры гражданского общества уже неоднократно сигнализировали региональным властям о необходимости проведения серьезных реформ во взаимоотношениях с некоммерческим сектором. К примеру, в Вологодской области за последний год состоялась целая серия круглых столов, конференций и общественных форумов, которые выдвигали инициативы очень созвучные с обсуждаемыми предложениями правительства. Однако они так и не были восприняты уполномоченными органами власти. Время для проведения важнейших преобразований было упущено.

Выход в этих условиях может быть только один, – полагает эксперт. – Для того чтобы включиться в федеральные программы по развитию социально ориентированных НКО региональные власти должны отказаться от имитации взаимодействия с гражданскими обществом и наладить полноценное социальное партнерство. Пришло время осознать, что развитие общественного сектора становится одним из важных критериев эффективности работы региональных управленцев».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.