Председатель регионального отделения общественной организации «Голос», которая занимается защитой прав избирателей, Василий Красуля, поделился с «ФедералПресс» своим мнением о политической ситуации в стране. Выборы стали напоминать матрешку, которую собирают в Москве, считает правозащитник.
Председатель регионального отделения общественной организации «Голос», которая занимается защитой прав избирателей, Василий Красуля, поделился с «ФедералПресс» своим мнением о политической ситуации в стране. Выборы стали напоминать матрешку, которую собирают в Москве, считает правозащитник.
Василий Александрович, насколько активная политическая жизнь сейчас на Ставрополье?
Не очень активная. Из самых ярких событий – это произошедший в том году раскол в КПРФ, из партии вышли ортодоксальные, настоящие коммунисты: Бурлуцкий, Кравченко, Соколов. Они организовали собственную организацию «Союз коммунистов Ставрополья». Причем попросили их из партии за партийную деятельность. Они боролись против незаконного строительства, незаконного распределения земельных участков. Нынешний руководитель регионального отделения КПРФ Виктор Гончаров, возможно, вынужден считаться с губернатором Валерием Гаевским, он лоялен к нему. Я думаю, что у них с губернатором даже договор, возможно, есть. Также конфликт назревал и в «Единой России». Как я понимаю, крупные решения, касающиеся важных вопросов, не обсуждаются внутри партии. Не проводится ни собраний, ни голосований. Да, у единороссов много членов партии, но это лишь камуфляж, они ничего не решают. На прошлых городских выборах депутатом от «Единой России» был известный в городе человек Василий Скакун, и он вышел из партии и из гордумы, потому что ему не разрешали говорить то, что он хочет. (Справка «ФедералПресс»: Василий Скакун заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира в отдельных упражнениях, в командном зачете, призер в абсолютном первенстве (1974), многократный чемпион СССР и РСФСР, заслуженный тренер РСФСР и СССР. Скакун подготовил чемпионов мира и Европы: заслуженных мастеров спорта В. Завалия, А. Рассолина, Л. Громову, А. Крыжановского, Е. Бугаеву, Н. Кадатову; мастеров спорта международного класса О. Акиншина, Е. Дерфель, А. Круглякова, В. Федулова. Почетный гражданин Ставрополя и Светлограда. Дипломант Олимпийского комитета России. Вице-президент Федерации спортивной акробатики России и Европейской федерации спортивной акробатики. Директор и старший тренер по акробатике специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 4 г. Ставрополя).
У большинства партий есть своя корыстная выгода. Они же все равно понимают, что свои 3-5 % получат, и поэтому не пойдут открыто против партии власти. Сейчас тем более многих членов партий можно назвать политическими бизнесменами, и они капитализируют потенциал брендов.
Проблема в том, что это касается не только ситуации на Ставрополье, это проблема страны. Когда у людей есть деньги и влияние на телевизионных каналах, то можно народ заставить сделать все, что угодно. И они это сейчас делают. И все эти общественные фронты срежиссированы. Мы уже давно отошли от жизни, и пребываем в театре. Но если анализировать политический процесс, то оказывается, что половине населения страны вообще все равно. Они проголосуют за кого угодно, лишь бы их чем-нибудь замотивировать: кому-то деньги, кому-то кулек с продуктами. У нас есть армия, которая голосует так, как скажут вышестоящие чины, а это 6 миллионов человек, если посчитать все структуры. Плюс государственные чиновники. Только в Ставрополе на муниципалитет работает две тысячи человек, и у них есть семьи, которые тоже проголосуют как надо, потому что они понимают, что если придет другой начальник, и их могут уволить, а с работой сейчас очень тяжело. Настолько цинично все решено. Будет иллюзия предвыборной кампании, будут концерты с песнями и плясками. Якобы праймеризы – все это для создания видимости агитационной работы, борьбы. Все для того, чтобы, когда они получат свои 60-70 %, никто не стал вопрошать: «Откуда?» Будет создаваться имитация борьбы, и большинство людей, которые не разбираются в деталях, будут думать: «была борьба, носили листовки, в газетах писали». В начале 1990-ых годов подчиненные «капали» на своих, сегодня этого нет.
В прошлый раз «Единая Россия» на Ставрополье набрала всего 38%, значит может случиться подобная ситуация и в этот раз?
В этом я с вами согласен, но мне кажется, что они сделали из этого серьезные выводы и будут более жестко вести кампанию. Пример с тем, что «яблочников» «прокатили» в краевом избиркоме. (Справка «ФедералПресс»: Краевое отделение партии «Яблоко» отправило открытое письмо на имя губернатора Ставрополья Валерия Гаевского, в котором заявляет, что сформированный состав избирательной комиссии выгоден для «Единой России». Партия власти, якобы, уже сейчас не уверена в положительном для них исходе декабрьских выборов. Одним словом, яблочники боятся фальсификации итогов выборов как в Краевую и Государственную думы РФ. Кандидатура правозащитницы и члена бюро регионального политсовета «Яблока» Юлии Ляликовой, имеющей 15-летний опыт проведения избирательных кампаний, была выдвинута в составе двух списков – парламентского и губернаторского. Также комитет по законности Краевой думы рекомендовал включить Ляликову в новый состав комиссии. Но ее кандидатура была отклонена – против проголосовали 31 из 42-х присутствовавших на совещании депутатов). Значит, боятся, значит уже сейчас предполагаются, возможно, какие-то нечестивые методы. Никто ведь пересчитывать не будет. Народ у нас расслабленный, никто шуметь и бунтовать не будет. Тем более, у власти есть большие деньги.
А что вы думаете по поводу выхода из партии депутата краевой думы Алексея Сысоева?
Партия пока что это никак не прокомментировала. Грамотная установка у «Единой России», лучше молчать, чем отвечать и сказать лишнее. Он компромиссный человек, не революционный, уживался 12 лет в партии, и, тем не менее, жизнь привела к тому, что у всего есть предел. Он ведь понимает, что такие заявления губят карьеру.
Насколько политизированный электорат в крае, есть ли политические предпочтения?
Мне кажется, что российское телевидение размягчает мозги, расщепляет точки сопротивления личности, осмысления. Все это продумано. Телевизор не смотрят, наверное, процента 3 % населения как страны, так и нашего субъекта. К тому же, народ перестал верить в политиков. В 90-ые еще была вера, а сейчас у народа стойкое убеждение, что честного политика быть не может, что все они воруют. И тогда у человека возникает вопрос: а зачем мне вообще ходить на выборы? Грамотно выстроенная политика медиа к тому же маргинализирует партии, оппозицию превращают в клоунов, истребляются точки независимости.
Какова вероятность того, что Игорь Сечин возглавит партсписки Ставрополья от единороссов?
К Гаевскому, конечно, есть претензии, и в крае происходит уже мелкий саботаж. Сечин – силовик, и в этом случае идет борьба московских кланов, думаю. На Ставрополье как таковых кланов нет, наши крупные бизнесмены ведут себя очень осторожно, и в политику не вмешиваются. Крупных политических спонсоров в крае нет, деньгами заведуют в Москве. Краевые отделения партий как матрешка: в Москве соберутся, посчитают, и так и будет.
К слову, еще до старта краевые праймериз уже отметились скандалом. Первоначально политсовет краевого отделения «Единой России» утвердил список из 228 кандидатов, а после он вдруг увеличился до 272 человек. В итоге из списков исключили многих представителей власти, среди которых главы Буденновска Александр Юрченко и Нефтекумска Сергей Евдокимов, а также два десятка заместителей мэров и спикеров муниципальных советов. Зато на место чиновников во множестве «рекрутировали» общественников – в основном членов лояльных власти профсоюзов, «Опоры России» и «Конгресса деловых кругов Ставрополья».
Странная ситуация произошла с депутатом краевой думы от «Справедливой России» Елена Бондаренко, которая вошла в списки единороссов от Благодарненского района.