Top.Mail.Ru
Политика
Тюменская область
0

«Тех, кто сам что-то делает и предлагает, мы всегда поддержим»

Владимир Якушев
Якушев: я всегда выступаю за конструктивный диалог и благодарен тем людям, которые его инициируют

Уходящий год ознаменовался для Тюменской области успехами в самых различных сферах, лидерством в национальных рейтингах и множеством других достижений. Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, по всем основным показателям – в промышленности, агропромышленном комплексе, социальной сфере, демографии и другим – отмечается положительная динамика. Даже на федеральном уровне подчеркивают, что многие стремятся уехать жить и работать именно в Тюменскую область, зная, что жители здесь гораздо чаще довольны жизнью, нежели во многих других субъектах.

Впрочем, это не означает, что в Тюменской области нет проблем. Губернатор Владимир Якушев в своем очередном послании региональному законодательному собранию обозначил главные вызовы и задачи, которые предстоит сообща решать органам власти и общественным институтам в 2018-м и в последующие годы. Это и объявленное сокращение объемов софинансирования федеральным центром государственных программ на 22 %, и проблема эффективности межведомственного взаимодействия, где, по словам главы региона, не все гладко, и инертность мышления муниципальных властей в отдельных районах, тормозящая развитие территорий, и сложности выхода местного бизнеса на внешние рынки, что в свою очередь препятствует созданию конкурентной среды, замедляет развитие предпринимательства, инвестиций и инноваций, и необходимость развития логистики, решения экологических вопросов.

«ФедералПресс» задал губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву несколько вопросов о том, с чем регион подходит к новому 2018-му году.

– Показатели социально-экономического развития Тюменской области в основном опережают среднероссийские. Всегда хочется большего, но даже в нынешних непростых экономических условиях региону есть чем гордиться. Какие задачи будут стоять перед руководством Тюменской области в обозримом будущем?

– Наши основные цели все те же — это экономический рост, увеличение числа высококвалифицированных рабочих мест, что в свою очередь должно в лучшую сторону отражаться на доходах жителей области. Если этим не заниматься, ни о каком развитии, в том числе и в социальной сфере,  речи не будет. Мы многое сделали в плане привлечения инвестиций за последние годы. Но в этой работе нельзя останавливаться. Мы должны создать новый инвестиционный портфель для поддержки той базы, которая уже была сформирована за счет предыдущих крупных инвестиционных проектов. В их числе прежде всего Антипинский нефтеперерабатывающий завод, предприятия нефтехимического кластера компании СИБУР. Это необходимо для поддержки роста экономики на сегодняшнем уровне.

Одна из серьезнейших проблем сегодня заключается в ограниченном доступе к источникам финансирования. Мы встречались с представителями промышленных предприятий, предпринимателями, экспертами, деловыми объединениями, проводили опросы и исследования. И выяснили, что большинство считают недоступность заемных финансов из-за высоких ставок главным фактором, тормозящим развитие экономики и инвестиций. В то же время вопросы предоставления земельных участков, подключения к инженерным сетям, административного сопровождения решаются более успешно. Но и здесь нам есть куда развиваться. И мы планомерно ведем эту работу на всех уровнях.

– Вы ориентируете глав муниципальных образований на более активную работу с инвесторами и малым бизнесом. Можно ли уже сейчас утверждать, что руководители районных администраций переосмыслили свою роль в этой сфере? Как предприниматели влияют на оценку эффективности глав районов?

– Инвестиционная привлекательность и экономический успех начинается именно на уровне муниципалитетов. Только в том случае, если мы эффективно используем все ресурсы и возможности каждого конкретного района, города или села, можно рассчитывать на экономический рост.

Когда мы вводили рейтинг эффективности глав муниципальных образований, задача была не в том, чтобы кого-то наказать или уволить. Это прежде всего инструмент создания мотивации для более эффективной работы. Следует признать, что во многих муниципальных образованиях сегодня в этом направлении работают вполне профессионально и с большой заинтересованностью, о чем можно судить по конкретным результатам. А это запуск новых производств, поддержка малых форм предпринимательства, развитие инфраструктуры и так далее. То, что муниципалитеты конкурируют между собой, работая над привлечением инвестиций и развитием экономики, приносит свои плоды.

В 2016 году лучшие показатели были у Ялуторовского района, вслед за ним отличились Армизонский, Викуловский, Уватский и Голышмановский районы. А в число отстающих попали Тобольск и Бердюжский район. У нас в свое время была договоренность, что глава муниципалитета, занявшего в рейтинге последнее место, уходит добровольно. Но  руководитель администрации Бердюжского района работает относительно недавно. Ему стоит дать время на улучшение ситуации. Мы также постановили, что десять лучших муниципалитетов получат гранты от одного до десяти миллионов рублей в зависимости от занятого в рейтинге места.

Что касается методологии оценок, то рейтинг мы составляем по новой методике. В частности учитываются не только экономические показатели, такие как количество и динамика создания новых рабочих мест, число сопровождаемых инвестиционных проектов, налоговые доходы местного бюджета, численность субъектов малого бизнеса, но и отзывы самого предпринимательского сообщества. Таким образом, предприниматели могут непосредственно влиять на процесс развития своей территории.

– Как можно охарактеризовать ситуацию с развитием инноваций в регионе?

– Развитие цифровой экономики как один из государственных приоритетов обозначил президент России Владимир Путин. Мы в свою очередь системно работаем в этом направлении.

С 2010 года действует региональная программа поддержки инноваций. Работают пять центров молодежного инновационного творчества, в которых ежегодно проходят обучение 900 человек, пять лабораторий по робототехнике, девять лабораторий по программированию. Это зоны свободного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Важно вовлекать молодежь в создание инноваций и приобщать к научно-техническому творчеству. Появился детский технопарк «Кванториум», центры молодежного инновационного творчества в Ишиме и Тобольске. На развитие инновационных проектов за время действия программы из областного бюджета направлено более 130 субсидий и грантов, сумма которых составило свыше 360 миллионов рублей.

Для эффективного сопровождения проектов мы приняли решение объединить технопарк, бизнес-инкубатор и индустриальные парки в Агентство инфраструктурного развития. Также мы сформировали систему инновационных займов для поддержки стартапов «три на три». По ее условиям инновационные компании могут рассчитывать на займ в сумме до трех миллионов рублей под три процента годовых на три года. Также разработчики могут привлекать частные инвестиции через Клуб бизнес-ангелов на базе Тюменского технопарка. В клуб входят порядка 50 инвесторов. Кроме того, есть возможность обратиться в Фонд венчурного капитала при Агентстве инфраструктурного развития Тюменской области.

Работают образовательные площадки по подготовке кадров для IT-сферы. Это один из наиболее актуальных вопросов, поскольку отрасль остро нуждается в специалистах. Об этом нам говорят сами руководители IT-компаний.

А буквально в последние дни 2017 года принято принципиальное решение о принятии законопроекта о государственной поддержке IT-отрасли. Он объединит все формы поддержки этой сферы, утвержденные ранее отдельными нормативными документами. Таким образом в Тюменской области будет сформирована комплексная система благоприятствования для развития IT-сферы. Создать новую активно растущую отрасль экономики в регионе – наша приоритетная задача.

Еще одна приоритетная задача заключается в дальнейшем внедрении информационных технологий в разные сферы деятельности.

 

– Одной из серьезных проблем на протяжении ряда лет оставался вопрос ремонта федеральных автодорог на территории области. Судя по всему, сегодня этот вопрос сегодня решается в режиме диалога с профильными федеральными структурами.

– Диалог этот ведется на достаточно высоком уровне. Ситуация за последние три года кардинально изменилась – нас слышат. Сегодня федеральные трассы на территории Тюменской области на 80 % приведены в нормативное состояние. Чтобы достичь такого результата проделана огромная работа.

– Если говорить об областных и муниципальных дорогах, то и чиновники, и жители могут ими только гордиться, о чем свидетельствуют восторженные отклики гостей Тюмени. Между тем ранее возникали нарекания по качеству работ, к образованию колеи, частым повторным ремонтам на уже отремонтированных дорогах. Как удалось добиться качественного исполнения контрактов?

– А это уже выстроенная системная работа на региональном уровне. Мы не совершали никаких рывков в этом направлении, а создаем такие условия, чтобы постоянно поддерживать дорожную сеть в нормативном состоянии. Каждый год в плановом режиме двигались в заданном направлении, что-то ремонтировали, улучшали. Качество дорог – это один из важных приоритетов в нашей работе. И такой подход в конечном итоге дает результат. Это касается и текущего ремонта, и реконструкции, и строительства новых объектов.

– Несмотря на объективные экономические сложности, темпы дорожного строительства достаточно велики, а планы грандиозны. В частности, это завершение Восточного обхода и кардинальная реконструкция улицы Мельникайте с пробивкой в сторону Велижанского тракта. Пожалуй, после завершения этих объектов о масштабных преобразованиях дорожной сети можно забыть как минимум на несколько лет.

– Над проектом завершения кольцевой автодороги в обход города Тюмени мы сейчас работаем наиболее плотно. В 2018 году планируем замкнуть кольцо. Также большого внимания требуют работы по возведению мостовых сооружений, развязок, поскольку у них есть свой нормативный срок. Старые объекты постепенно выходят из строя и нуждаются в реконструкции либо замене. Кроме того, большое количество мостов на территории области в 2016-17 годах попали в зону подтопления, и нам пришлось дополнительно выделять ресурсы для приведения их в норму. А некоторые мосты и вовсе пришли в аварийное состояние, пришлось сносить их и строить новые. Повторюсь, этим вопросом необходимо заниматься на системной основе, только в этом случае можно обеспечить более-менее приличный уровень состояния дорожной сети.

– В сфере развития парковочного пространства обсуждаются сразу несколько комплексных решений. Это и подземные, и платные парковки, и развитие общественного транспорта. Особенно остро ситуация складывается в центре города. Какова стратегия решения этого вопроса на сегодняшний день?

– Мы двигаемся в нескольких направлениях. Пилотный проект по строительству подземной парковки сейчас реализуется на площади 400-летия Тюмени. Можно сказать, что впервые в наших непростых грунтах мы попробовали уйти под землю. Если этот проект себя зарекомендует, и в результате эксплуатации мы увидим, что подобное техническое решение подходит для наших условий, то продолжим работать в этом направлении. В центре города у нас есть еще варианты, где можно организовать обширные подземные парковочные пространства. Второе направление – организация стоянок на участках, которые освобождаются после сноса ветхих и аварийных домов. Особенно в центре города, где такие территории отводятся исключительно под парковки. За последнее время нам в этом отношении удалось очень серьезно продвинуться и немного разгрузить ситуацию.

Тем не менее, дефицит парковочных мест сохраняется, количество транспорта в областном центре растет. Поэтому мы внимательно изучаем опыт Москвы, где эта проблема также стоит очень остро, и ищем решения исходя, в том числе и из их опыта.

– В вопросе развития института арендного (наемного) жилья до сих пор нет конкретики. Между тем этот проект представляется весьма перспективным с различных точек зрения. Что необходимо предпринять на данном этапе на региональном и федеральном уровнях для продвижения в этом направлении?

– Это непростой вопрос по многим причинам. В каждом подобном проекте должна быть экономическая заинтересованность. Инвестор должен вложить серьезные средства, и ему естественно хотелось бы на этом заработать. Но, как я уже говорил инвесторов тревожит невозможность получить «длинные» кредиты по приемлемой ставке. Пока у нас заемный капитал будет таким дорогим, реализация подобных проектов будет очень проблематичной.

Если в мегаполисах эта история еще может, как говорится, полететь, то в малых городах реализовать ее будет крайне сложно, поскольку все будет зависеть от покупательской способности. И для захода инвестора в маленький населенный пункт наверняка придется подставлять государственное плечо. То есть либо инвестору нужно будет привлекать деньги под более низкую ставку, а значит ее придется субсидировать, либо еще каким-то образом возвращать объем инвестиций.

Еще один важный момент, который тормозит программу, связан с нашим менталитетом. Для жителя России имеет большое значение, чтобы жилье находилось в собственности. Когда наш человек арендует квартиру, как правило, он чувствует себя очень некомфортно и неуверенно. Когда у нас вырастет новое поколение, может быть, это будут уже наши внуки, которые не будут зациклены на вопросах собственности, и для них будет важно иметь возможность свободно передвигаться, не быть привязанным к недвижимости, этот проект начнет развиваться более активно. Тем не менее, работать в этом направлении надо уже сейчас, чем мы и занимаемся. В частности, в Тобольске масштабный проект реализует компания «Сибур», для которого АИЖК построит большие объемы жилья для сдачи в аренду сотрудникам предприятия. Так что мы продолжим изучать этот вопрос, искать варианты и раскручивать программу арендного жилья. Это важно и для того, чтобы формировать новую ментальность. Постепенно будет приходить понимание, что необязательно иметь собственное жилье, вполне достаточно взять квартиру в долгосрочную аренду по прозрачному тарифу, вместо того чтобы брать ипотеку под большой процент.

– Как, по вашим ощущениям, изменились взаимоотношения власти и общества? Можно ли этот диалог назвать конструктивным? Становится ли общественность более инициативной и ответственной за свое будущее, за территорию, на которой живет?

– Во все времена есть часть общества, которая ведет себя активно и сознательно. Эти люди постоянно что-то предлагают, хотят поменять что-то вокруг. Точно также всегда были, есть и будут те, кто предпочитает лежать на диване в ожидании того, что власть сама им все предложит и создаст необходимые условия. И всегда есть такая категория людей, которые, что бы ты ни делал, будут тебя критиковать и будут всем недовольны. Но это не значит, что мы должны отказываться от своих планов и идей.

К каждой из этих групп нужно найти свой подход. Я всегда выступаю за конструктивный диалог и благодарен тем людям, которые его инициируют.

Фото: пресс-служба правительства Тюменской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.