Региональные власти часто говорят о том, что Кировская область должна стать привлекательным для инвесторов регионом. В область действительно зашли несколько крупных компаний, но ситуация в районах и моногородах остается сложной, предприниматели продолжают жаловаться на давление налоговой и бумажную волокиту. О том, почему легальный бизнес больше, чем «серые» предприниматели, страдает от проверок, что даст толчок развитию моногородов и как решить проблему засилья федеральных торговых сетей, рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Кировской области Владислав Попов.
Игра втемную
Владислав Леонидович, еще полгода назад в предпринимательском сообществе активно обсуждалось давление налоговой на кировский бизнес. После назначения нового руководителя службы недовольство поутихло. Ситуация действительно улучшилась?
– Я могу судить о проблеме, опираясь на два источника информации. Первый – статистика обращений, которые ко мне поступают, второй – экспертная оценка бизнес-сообщества. Если говорить об обращениях, то их не стало меньше. Но если брать во внимание мнение экспертов, то можно сказать, что бизнес воспринимает смену руководства налоговой инспекции скорее позитивно. Я практически не работал со Светланой Чарушиной, но со слов бизнеса могу сделать вывод, что новое руководство более открыто для диалога, к нему можно прийти, можно поговорить.
Но в целом ситуация с налоговой все равно остается напряженной. Чтобы исправить это, мы на следующий год готовим совместное мероприятие с налоговой инспекцией. В его рамках УФНС разъяснит проблемные вопросы, расскажет, что она потенциально считает нарушением, например, прояснит позицию по дроблению бизнеса, адресам массовой регистрации. Мы хотим, чтобы налоговая отрыто рассказала о своей позиции, потому что сейчас с их стороны нередко идет игра втемную.
Кировские предприниматели часто заявляют, что власти ищут нарушителей закона «не там» и проверяют тех, кто и так выполняет все требования закона. Это действительно так?
– Здесь нет однозначного ответа. Лесники говорят, что это так. В лесном комплексе действительно много пользователей с разной степенью прозрачности работы. Естественно, проверяющим гораздо легче наведаться к законопослушному предпринимателю, потому что у него есть адрес регистрации, офис, конкретные делянки, на которые можно выехать и вывесить штрафные санкции, чем проверять лесорубов, которых на бумаге нет. Это проще, чем бегать по лесам и рисковать своей жизнью, общаясь с «черными лесорубами», которые могут «руки-ноги отрезать». И это проблема не только контролеров – проверять черных лесопользователей должны другие, в том числе силовые структуры. Важно участие и самих предпринимателей: если они знают, что рядом работают «серые» лесопользователи, то должны пытаться выдавить их самостоятельно и помогать в этом властям, в противном случае получается улица с односторонним движением.
Без силовиков не обойтись
А что с другими «серыми» отраслями?
– Помимо лесников, есть множество других теневых сфер. Это, например, риелторские фирмы, которые зарабатывают достаточно большие деньги, но не существуют на бумаге. Сбор металлолома и вторсырья – этот сегмент, по большому счету, весь «черный». Есть еще несанкционированные свалки, услуги автосервисов, сдача недвижимости в аренду. Отдельно можно выделить проблемы с грузовыми и пассажирскими перевозками. Эти отрасли почти не регулируются, поэтому создают риск для здоровья граждан и порождают нелегалов. Да, проверять тех, кто работает по закону, проще, но я убежден, что без вмешательства силовиков, которые выявляют «серый» бизнес, здесь не обойтись. Думаю, путем создания межведомственных комиссий мы сможем добиться снижения остроты проблемы.
И все же в регионе не так легко найти частные компании, которые всем работникам платят белую зарплату. Причем этим злоупотребляют и крупные, известные в области компании. Что это, жадность или вынужденная мера в кризис?
– Очень сложно комментировать такие случаи. Конечно, как чиновник-законник, я стою на том, что бизнес должен выплачивать все социальные платежи. С другой стороны, я понимаю, что при нынешнем уровне социальных платежей на выходе образуется бешеная, иногда неподъемная сумма, которая зачастую уходит непонятно куда, а потом вообще пропадает. Бизнес сегодня отдает государству очень серьезные деньги, а некоторые чиновники еще и предлагают: «давайте обложим самозанятых, а если они не будут платить, то мы им введем стопроцентные штрафные санкции». Это же абсурд! К счастью, сейчас налоговые органы внедряют в работу современные технологии, которые позволяют контролировать адекватность уплаты налогов – нам обязательно нужно с этим работать. Возможно, стоит снизить налоговую нагрузку, чтобы бизнесу было легче платить всю зарплату официально.
Глава Вятской ТПП Николай Липатников часто говорит о ненормальности ситуации, когда в кризис сбор налогов растет…
– Это абсолютно правильная позиция. Во всем мире налоговая нагрузка на бизнес во время кризиса падает, а у нас – наоборот: банковские платежи растут, налоговые платежи увеличиваются.
Работа на местах
– Много говорится и о взаимоотношениях предпринимателей и глав районов. Последние события, например, в Афанасьевском районе, говорят о том, что на местах привилегии нередко получают родственники и друзья тех, кто руководит муниципалитетом. К вам поступают такие жалобы?
Про ситуацию в Афанасьевском районе я слышал, но с подобными жалобами лично ко мне никто не обращался. Если такая информация появится, я смогу рассмотреть ее самостоятельно, отдать в прокуратуру, в силовые структуры – в конце концов, есть статьи, которые предусматривают ответственность чиновников за противодействие бизнесу. Но, повторюсь, официальных обращений ко мне не поступало, у нас пока бизнес «кому-то как-то что-то говорит». Если такая проблема возникает, нужно не жаловаться на кухне, а обращаться в конкретную структуру в письменном виде. Сейчас я занимаюсь тем, что расширяю институт общественных представителей в районах, чтобы разного рода спорные ситуации решать на местах.
Как вы ищете таких помощников?
– Это творческий процесс. Если в районе есть активный человек, предприниматель, готовый уделять время общественной деятельности, то мы объясняем ему формат работы, и он, контактируя с нами, уже может на месте какие-то проблемы решать. Сегодня в районах у нас есть семь таких помощников. Например, в Котельниче работает очень сильный предприниматель Сергей Иванович Шаров – у него есть большой опыт госслужбы, он знает все местное бизнес-сообщество. Мы с ним договорились о возрождении районного совета по малому предпринимательству – раньше он не работал, потому что не было человека, который может компетентно, грамотно донести претензии бизнеса до местных чиновников.
Это хорошо, но многие предприниматели заявляют, что у районных властей нет полномочий и стимула, чтобы помогать бизнесу – когда власти получают лишние деньги в виде налогов, то лишаются субсидий. Вы с этим согласны?
– Честно говоря, даже не хочется это комментировать. Это говорят совершенно некомпетентные люди. Им нужно сначала разобраться в межбюджетных отношениях, а потом высказываться на эту тему. Я представляю себе полномочия местных властей, и убежден: говорить о том, что рост бизнеса приводит к уменьшению субсидий районам, нельзя. Предприниматель должен работать, а не думать о помощи, которую ему кто-то обязан дать.
Без приставки «моно»
Не вызывают оптимизма новости о моногородах. Недавно в КСП заявили, что меры их поддержки не дают положительного результата.
– Эта проблема в области действительно стоит очень серьезно. Но я могу ее прокомментировать скорее не как омбудсмен, а как человек, имеющий отношение к бизнесу. Если предприятие, которое является градообразующим для муниципалитета, вылетело с рынка, проблема решается мерами поддержки, поиском нового инвестора. В регионе есть две программы, которые в какой-то мере могут помочь в решении вопроса. Это, во-первых, открытие технопарков – в тех же Вятских Полянах или Юрьянском районе, во-вторых, создание ТОСЭР, но их по понятным причинам нельзя открывать в каждом районе. Две таких территории уже есть, сейчас идет речь о создании ТОСЭР в Кирово-Чепецке – я считаю это принципиально правильным решением. Давайте на каком-то конкретном примере проблему моногородов рассмотрим.
Есть поселок Мурыгино, например.
– Да, там есть проблемы и с самой бумажной фабрикой, и с инвестором. Если текущий собственник не может решить проблему, то нужно содействовать его смене. В рамках закона, конечно. Либо смотреть, можно ли использовать площадку для размещения других производств. Решение таких проблем всегда предполагает совместную работу чиновников и бизнеса. Конечно, первой в набат должна бить районная администрация, местное бизнес-сообщество. А у нас общество пока очень слабо, оно ждет, что приедет барин и всех рассудит. Возникает вопрос: наши социальные институты, бизнес-институты сгенерировали что-то конкретное, сказали, что они предлагают в том же Мурыгино сделать? Нет! Важно и то, как и где свои идеи продвигать. Давайте не будем обсуждать проблемы «на кухне», а выносить вопросы, например, на экономический совет, где есть представители всех структур и бизнес-сообщества. Нельзя переваливать решение всех проблем на государство. Развитие моногородов – это общая проблема общества и власти.
Бизнес молчит
Сейчас любому бизнесу сложно, но сельхозпроизводители заявляют, что им труднее, чем остальным: стоимость сырья падают, цены на бензин растут, а попасть на полки федеральных сетей все сложнее.
– Да, проблем здесь хватает. Сейчас сельхозтоваропроизводители много говорят о росте цен на ГСМ – эти затраты следует субсидировать, оказывать какую-то финансовую помощь. Второе – это проблема фальсификата, с которым нужно бороться через контрольно-надзорную деятельность. И третье – наши товаропроизводители слишком мелкие и часто находятся в неравных условиях с крупными агрохолдингами. Понятно, что потребитель голосует рублем, выбирая самый дешевый товар. Но важно помнить, что дешевизна достигается либо использованием недорогих и зачастую некачественных ингредиентов, либо добавления консервантов. Я принципиально ем вятские товары, потому что знаю, что они более качественны.
Есть еще проблема засилья федеральных сетей…
– Да, региональное УФАС пришло к выводу, что в нескольких районах области доля федеральных сетей составляет больше 25 %. Здесь требуется очень большая работа самих муниципалитетов. Чтобы не возникало таких проблем, нужно более жестко обозначать условия по аренде. Вот откуда у нас в городе взялись магазины «Красное и Белое» в каждом дворе? Их что, губернатор пустил? А сейчас мы с этим должны бороться, при том, что бизнес-сообщество снова молчит – я пока не слышал предложений ни от торгово-промышленной палаты, ни от бизнес-объединений. Они говорят: «мы поднимаем проблему!». Проблема и так уже понятна, но в других регионах она решается, а у нас почему-то нет. Общество должно быть не наблюдателем, а активным участником всех этих процессов. У меня, например, есть устные данные о том, что «Красное и Белое» не выполняет условия Роспотребнадзора, но официальных обращений ко мне не поступает.
Вы присутствовали на недавних обсуждениях мусорной проблемы в Общественной палате. Там, в частности, говорилось об огромном росте нагрузки на бизнес.
– Да, я участвовал в слушаниях. Люди спустили пар – хорошо. Но пришли ли они к чему-то? Мне кажется, нет, просто поговорили впустую. Если мы собирались, чтобы сделать вывод о том, что нужно платить не с квадратного метра, а с человека – то это и так понятно. Я слышал выступление Андрея Березина, оно было грамотным, обстоятельным, но в большей мере нагрузка вырастет все-таки на физлиц, а не на бизнес, у которого с регоператором договорные отношения. Будем смотреть, что изменится для бизнеса со следующего года.
Последний вопрос в продолжение темы об обращениях. Общественники много обсуждали вредящее мелкому бизнесу укрупнение лотов на ремонт дорог в Кирове. Вам кто-нибудь жаловался на это?
– Я знаю, что лоты укрупняются, но обращений от кого-то из предпринимателей я не получал. Если дорожное сообщество считает, что лоты слишком крупные, то они должны действовать через официальные органы – через меня, через депутатов, которые могут принять закон, запрещающий формировать слишком большие лоты. Чтобы работать, мне нужны официальные жалобы, юридически грамотно оформленные предложения, если этого нет, то чиновники делают то, что делают.
Фото: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области,ФедералПресс / Евгений Поторочин