ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 сентября, РИА ФедералПресс. В Екатеринбурге состоялось заседание, в ходе которого эксперты и игроки рынка железнодорожных перевозок заявили о дефиците полувагонов (грузовых вагонов) на Свердловской железной дороге (СвЖД) и непроизводительном простое вагонного парка на станциях выгрузки.
Основная причина дефицита – неудовлетворительное техническое состояние железнодорожного транспорта. По словам коммерческого директора Екатеринбургского филиала АО «Первая грузовая компания» Андрея Гречишникова, за последние два года ПГК ликвидировала из своего парка более 100 тысяч грузовых вагонов. «Мы берем в аренду полувагоны у мелких и средних собственников. Чтобы исполнить долгосрочные обязательства перед клиентами, сегодня важно работать над эффективностью перевозок, – пояснил представитель компании на заседании Комитета по транспорту и логистике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). – Есть еще одна проблема, которая рождает дефицит: многие клиенты за последние годы привыкли к тому, что вагонов много, и не торопятся их разгружать. Таким образом, вагон превращается в склад на колесах. Мы могли бы применять к таким клиентам штрафные санкции, но опыт показывает, что это отпугивает людей. Поэтому сегодня рекомендую составлять зеркальные договоры, в которых была бы прописана ответственность клиента, в том числе и финансовая, за невозврат».
О неторопливости грузополучателей сообщили и в СвЖД. Прибыв с грузом на станцию назначения, вагоны встают в длительные очереди ожидания фронтов выгрузки. Здесь имеются в виду речные порты Сергинский, Тобольский, Сургутский; предприятия – получатели грузов для нефтегазовой промышленности: ООО «РН-Снабжение» при станциях Островной, Пыть-Ях; контрагенты ЗАО «Сибур» при станциях Пыть-Ях, Тобольск; ООО «Эпсилон» при станции Приобье; ООО «Исток+» при станции Демьянка. «Для формирования погрузочного ресурса дороги в полувагонах каждому грузополучателю необходимо понимать, что дефицит полувагонов увеличивается каждый раз, когда не соблюдаются установленные нормы времени на выгрузку, не обеспечивается работа грузовых фронтов в выходные и праздничные дни», – отметили представители Свердловской железной дороги.
Следить за ситуацией должны все – и СвЖД, и грузополучатели, так считает генеральный директор ГК «Транссибурал» Сергей Мазуркевич: «К сожалению, пополнение парка вагонов идет не так быстро, как процесс выбытия вагонов из-за истекшего срока годности. Грузоотправители должны сделать шаг, чтобы более оперативно обрабатывать заказы. Иначе дефицит будет круглогодично, изменятся цены».
Из-за простоев и, как следствие, невыполнение нормативов железная дорога теряет в среднем более 900 грузовых вагонов. «Основной поток вагонов сегодня формируется под уголь, и идут они на Дальний Восток. Это связано с тем, что цены на уголь повысились и все угольщики массово туда поехали. На Дальний Восток брошено более 40 поездов. Поезда, следующие по другим направлениям, идут с избытком порожняка. Таким образом, пропускной способности на дороге не хватает», – пояснил и. о. директора екатеринбургского филиала ОАО «Федеральная грузовая компания» Владимир Черных.
Дефицит грузовых вагонов в 2016 году из временного может перейти в статус постоянного. Об этом в ходе заседания сообщил председатель совета НО «Уральская логистическая ассоциация» Петр Эсаулов. «Дефицит грузовых вагонов не искусственный, а объективный. Эксперты прогнозируют 150 тысяч выбытия вагонов в этом году, прирост составит только 28 тысяч. Исходя из этих цифр, к 2017 году дефицит будет наблюдаться не только в пик перевозок, он станет постоянным где-то с февраля-марта. Ни народного контроля, ни партийного контроля за этим нет, не лезут сюда и органы власти. Все говорят, что это спор хозяйствующих субъектов, это бизнес. Основной упор мы можем сделать только на отраслевые союзы и ассоциации, мы должны помочь сами себе. Мы говорим о государственном подходе, об увеличении регионального валового продукта. Один из инструментов завоза товара в регион – скоростные контейнерные поезда с Дальнего Востока, будет конкуренция с морским путем», – сказал представитель ассоциации.
По окончании заседания Петр Эсаулов предложил составить специальный документ для членов СОСПП и Торгово-промышленной палаты – участников железнодорожных перевозок. В нем он предлагает прописать ряд параметров: довести время следования полувагонов до 40–49 часов, доставку груза «от двери до двери» – до 4–5 суток (это было бы сравнимо со временем доставки груза автотранспортом). Все присутствовавшие согласились, что данное предложение положительно повлияет на экономику процесса.
Фото: best54.ru