Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Северный морской путь должен стать горячим». Эксперты оценили социально-экономическое состояние Арктики

МОСКВА, 13 сентября, ФедералПресс. Российские политологи и экономисты считают, что в Арктической зоне необходимо развивать крупные инфраструктурные проекты и социальную сферу. Об этом говорится в докладе, подготовленном Российским центром изучения Арктики и Центром общественно-политических проектов. Исследование презентовали на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», передает корреспондент «ФедералПресс».

В создании документа, посвященного экономическому и социальному развитию арктических регионов России, в общей сложности принял участие 41 эксперт. В их числе профессор МГУ Наталья Зубаревич, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев, политолог Аббас Галлямов, член Общественной палаты России Екатерина Курбангалеева, доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман и другие.

Специалистами оценивался уровень социально-экономического развития регионов Арктической зоны России, выявлялись стратегические приоритеты государственной политики страны в Арктике в сфере социально-экономического развития до 2020 года, а также анализировались проблемные зоны и стратегические риски для социально-экономического развития территорий.

Как пример для выделения основных составляющих образа будущего арктического субъекта России был выбран Ямало-Ненецкий автономный округ. В регионе огромное количество месторождений природного газа и нефти, которые осваивают такие гиганты как «Газпром», «Роснефть» и «НОВАТЕК». В частности, реализуется проект «Ямал-СПГ» по разработке Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Он включает в себя помимо газодобычи строительство завода по переработке сжиженного природного газа, порта Сабетта и одноименного международного аэропорта.

«Мы сейчас вступаем в тот период, когда развитие Арктики становится очень актуальной темой. Ямал — основной драйвер в Арктике. Инвестиционный цикл не будет останавливаться, заявляются и российские компания и иностранные. На ближайшие 10 лет у нас все расписано. Ямал — это каждый 10-й рубль налогового бюджета России. Мы понимаем, что регион должен развиваться и сохранять свою миссию в дальнейшем», - заявил на пресс-конференции заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

По его словам, в Арктике на сегодняшний день не реализуется неокупаемых проектов, поскольку иначе будет высока нагрузка на социальный сектор. Вместе с экспертами замглавы ЯНАО считает, что необходимо кроме авиационного и морского сообщений соединить порт Сабетта с большой землей железной дорогой. Это откроет довольно обширные перспективы для развития всего региона. Кроме того, стоит уделять большое внимание Северному морскому пути, превратив его в востребованный транспортный коридор.

«Работа ведется, в ней заинтересованы все крупные игроки. У Арктики имеется мультипликационный эффект. Одно рабочее место в Арктике создает десять рабочих мест в стране. Важно сделать Северный морской путь «горячим», чтобы льды не успевали замерзать», - отметил заместитель губернатора, добавив, что особая государственная политика в отношении северных регионов должна продолжаться, потому что решения, подходящие для других субъектов, здесь могут привести только к дополнительным расходам.

Как рассказал журналистам профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев, доклад по развитию Арктики прошел федеральную экспертизу, хоть и был придуман на Ямале.
«Мне часто говорят, что в регионах власти не прорабатывают программы развития. Здесь все проработано. В создании принимали участие представители ведущих экспертных институтов, Государственной думы. Каждый внес свою лепту и получился такой коллективный труд», - отметил Матвейчев.

Основные проблемы Арктической зоны сейчас связаны с высокой стоимостью услуг ЖКХ. Причем, как подчеркивают эксперты, их приходится сдерживать за счет средств регионального бюджета. Также в северных субъектах большой фонд аварийного жилья. В основном это дома, построенные в период быстрого освоения севера советским правительством. Помимо этого актуальна проблема отсталости транспортной инфраструктуры, и эта проблема не позволяет эффективно вовлекать в добычу перспективные группы месторождений.

«Проблема транспортной инфраструктуры актуальна для всей страны. Транссибирская магистраль уже перегружена. Скорость движения состава может скоро приблизиться к скорости движения пешехода, поэтому надо строить железные дороги и строить много, а Транссиб использовать для перевозки иных видов грузов», - заявил замгубернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

В ходе исследования экспертов попросили назвать наиболее приоритетные направления развития регионов Арктики и 30% специалистов ответили, что это крупные инфраструктурные проекты, 22% отдали голоса за социальную политику в комплексе и 12% заявили о необходимости трудоустройства молодежи, которая в основном старается мигрировать в более теплые регионы. В то же время уровень социального самочувствия населения эксперты оценивают как высокий. При этом развитие такой сферы как туризм здесь не очень выгодно в силу низких температур, разве что развивать его специфические направления — например, экстремальный или этнический.

Одними из основных выводов доклада стали необходимость развития перерабатывающих мощностей вблизи мест добычи, поскольку это наиболее эффективный способ диверсификации экономики сырьевых субъектов. Также важно оседлое освоение Арктики и для привлечения людей нужна широкая социальная программа. При этом экономика регионов должна быть основана на сырьевой составляющей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.