Экономика
Москва
2 октября 2017, 18:19 1
Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева

«Вялотекущей стабильности – мало». Бюджет-2018 прошел испытание парламентскими слушаниями

МОСКВА, 2 октября 2017 года, ФедералПресс. Проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов прошел публичное обсуждение. Парламентские слушания состоялись сегодня, 2 октября, в Совете Федерации, передает корреспондент «ФедералПресс».

В соответствии с форматом в слушаниях приняли участие сенаторы, главы регионов и председатели заксобраний отдельных субъектов, которые имели возможность и высказать свое мнение о параметрах законопроекта, и задать вопрос или озвучить свое предложение лично министру финансов Антону Силуанову.

Основной доклад, с которым выступил Силуанов, занял больше получаса. Глава Минфина подробно рассказал о главных принципах новой бюджетной политики и задачах разработанного документа. Прежде всего, по словам чиновника, речь идет о восстановлении роста реальных денежных доходов населения страны, которые за последние два года снизились: только в 2016 году сокращение составило 5,9%. Другая задача бюджета – «продолжить темпы экономического роста, которые есть», и вывести их на уровень не ниже мировых.

По словам Антона Силуанова, разработчики документа предусмотрели снижение зависимости бюджета от цены на нефть. В течение трех лет эта зависимость должна достичь уровня ниже 6%.

Говоря о доходной части казны, финансисты делают упор на повышение собираемости налогов, наведение порядка на алкогольном рынке (меры, принятые ранее, уже дали свои результаты, по словам Силуанова).

Министр особо подчеркнул необходимость выведения субъектов Федерации «из долгового кризиса», который «подрывает устойчивость региональных бюджетов». Одной из мер решения этой задачи станет, как заметил Антон Силуанов, «беспрецедентная реструктуризация кредитов».

Глава Минфина сообщил о новой методике межбюджетных отношений. «В следующем году предусматривается увеличение доли модельного бюджета при распределении средств. Выравнивание будет происходить как по доходам, исходя из налогового потенциала, так и по расходам. То есть модельный бюджет – это расчетные уровни расходов по всем позициям, рассчитанные, исходя из средних показателей по субъектам РФ. Некоторые регионы, в том числе высокодотационные, превышают средние параметры, а некоторые регионы-доноры, в том числе Москва, имеют расходы ниже средних. Доля такого модельного бюджета увеличится с 20% до 30% от распределяемой суммы, это позволит нам более точно просчитать потребности субъектов в финансовой помощи», - отметил Антон Силуанов.

Свою оценку проекту федерального бюджета на ближайшие три года дала председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова. Она обратила внимание на ряд сомнительных моментов. По мнению Голиковой, существуют риски неисполнения доходной части бюджета на 150-200 млрд рублей, недостижения прогнозируемого прироста инвестиционного спроса за счет фактора расширения кредитования. Глава Счетной палаты также заметила несоответствие показателей бюджета и показателей госпрограмм. «Представленные паспорта пилотных госпрограммы не соответствуют прогнозам социально-экономического развития, в связи с чем возникает вопрос о достоверности и обоснованности этих документов, представленных единым пакетом, - отметила Голикова. – Вопрос – это неаккуратность или это отсутствие связей между прогнозными документами и бюджетом».

Снижение дефицита бюджета к 2020 году налагает, по мнению Татьяны Голиковой, серьезные обязательства на регионы: власти субъектов должны «более качественно относиться к управлению финансами, чтобы в период реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам не допустить наращивания новых долгов».

По словам первого заместителя главы Центробанка России Ксении Юдаевой, проектом бюджета предусматривается поддержание инфляции на уровне 4% - это «становится перманентной целью Банка России». Юдаева уверенно заявила, что сегодня «можно констатировать начало нового кредитного цикла» в России (это подтверждается, например, более быстрыми темпами снижения ставок по долгосрочным кредитам, чем ключевой ставки).

О финансовых проблемах отдельных регионов с трибуны Совета Федерации рассказали главы Пермского края Максим решетников и Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, губернаторы Забайкальского края Наталья Жданова и Кировской области Игорь Васильев. Для большинства субъектов проблемы, в целом, общие: несбалансированность доходов и расходов, недостаток средств для софинансирования госпрограмм, высокая закредитованность и дефицит бюджетов, нехватка средств для обеспечения льготными лекарствами и другие.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала глав регионов и попросила Минфин предусмотреть в проекте федеральной казны на предстоящий трехлетний период средства на приобретение лекарств для детей с редкими заболеваниями, да и в целом включить необходимое финансирование на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан.

Сенатор Вячеслав Наговицын попросил Минфин предусмотреть возможность выделения финансирования на обеспечение жильем детей-сирот. В том числе тех, кто давно вырос, но положенной ему по закону жилплощади так и не получил. На это министр Антон Силуанов сказал, что государство должно обеспечивать детей-сирот, а не взрослых людей. По гулу в зале заседаний стало понятно, что министр не прав, и спикер Валентина Матвиенко пояснила: даже те сироты, которые уже выросли, имеют право на жилье от государства, если они его не получали.

Силуанов пообещал более внимательно рассмотреть предложения и просьбы регионов. В частности, речь идет о том, чтобы освободить предпринимателей, работающих по патенту или по ЕНВД от обязательного использования кассовых аппаратов, о снижении госпошлины при получении лицензии на алкоголь для малого бизнеса (сейчас размер пошлины и для крупных сетей, и для сельских магазинов одинаков).

Особенностью будущего бюджета спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала «жесткую фиксацию расходов». «Их предельный размер формируется в соответствии с новым бюджетным правилом, цель которого – снизить зависимость бюджета от конъюнктуры рынка энергоносителей, создать условия для обеспечения макроэкономической стабильности в стране. Одной вялотекущей стабильности недостаточно. Крайне важно обеспечить выполнение поручения президента по выводу экономики на темпы роста выше мировых, то есть не менее 3% в год, - отметила Матвиенко. – У нас состоялся хороший сбалансированный разговор. Еще несколько лет назад тональность была другой. Это говорит о том, что многие вопросы решаются. Бюджет внесен сбалансированный, социально ориентированный, бюджет на развитие. Главное, что максимально задействован наш потенциал».

Фото - Рамиль Ситдиков, РИА Новости

Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Twitter 1