Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Карта конфликтов СЗФО: Петрозаводск на ядерной бомбе, «ребристый вопрос» Водного и калининградские «коршуны без стыда и совести»

Северо-запад. Информационная карта конфликтов с 23 по 29 июня

На прошлой неделе СЗФО сотрясала череда митингов. Северная столица отстаивает свои парки и болота под Пушкиным. Жители района обеспокоены возможными последствиями строительства города-спутника Южного. В Коми горожане не могут понять, зачем нужна экспертиза пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов в Водном, если глава республики пообещал всей Ухте, что этого пункта не будет.

На прошлой неделе СЗФО сотрясала череда митингов. Северная столица отстаивает свои парки и болота под Пушкиным. Жители района обеспокоены возможными последствиями строительства города-спутника Южного. В Коми горожане не могут понять, зачем нужна экспертиза пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов в Водном, если глава республики пообещал всей Ухте, что этого пункта не будет. В Карелии Росприроднадзор крайне обеспокоен ситуацией со свалкой рядом с Петрозаводском – она не отвечает санитарным требованиям. В Вологде горожане почувствовали лишь негативную сторону монополизации рынка перевозок – автобусы приходится ждать часами. А в Калининграде вышли на митинг против незаконных действий областной ГИБДД. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Счастливой вам бесконфликтной недели!

 

Санкт-Петербург

В Пушкине прошел митинг за сохранение парков и болот

Стороны конфликта: горожане, администрация Петербурга.

Описание конфликта. Под Санкт-Петербургом прошел согласованный митинг за сохранение парков Пушкина и Павловска, Кондакопшинского леса и Таицкого водовода. Организаторы митинга – представители движения «Гражданин Пушкин». В мероприятии приняли участие около 400 человек.

Жители района обеспокоены возможными последствиями строительства города-спутника Южного. Территория Кондакопшинского болота с лесом определена в генплане Петербурга под застройку и размещение городской магистрали. Противники строительства считают, что болото является единственным источником питания реки Кузьминки, питающей пруды Баболовского и Александровского парков Царского Села, и реки Поповки, питающей в свою очередь реку Славянку в Павловском парке. На территории объекта культурного наследия «Таицкий водовод», некогда питавшего водой Пушкин и Павловск, запроектированы развязка и городские магистрали. Жители настаивают на отмене изменений в генплане, направленных на уничтожение Кондакопшинского леса с болотом, царскосельских парков и Таицкого водовода.

Ранее жители отправили обращение Владимиру Путину о недопустимости строительства города-спутника Южного. Под обращением подписались 3002 человека.

Жители намерены и дальше продолжать сбор подписей, так как считают, что население недостаточно информировано о грядущих планах по реализации столь масштабного проекта и о последствиях, к которым может привести его реализация. Под электронной петицией подписались более 10 тыс. человек.

Мнение эксперта

Петербургский адвокат Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин считает: «Осушение Кондакопшинского болота повлечет пересыхание Кузьминки и Поповки, а без них высохнут пруды Царского Села и частично Павловска, являющиеся объектами культурного наследия. Петербургский комитет по природопользованию в 2006 году заказывал исследование по этим водным объектам, по всем болотам Петербурга, и есть отчет, где все это отражено. Тогда же были подготовлены данные для включения этих болот в водный реестр, но при работе над генпланом сделано этого так и не было. Я не утверждаю, но думаю, что это выгодно чиновникам, потому что если бы они их включили, то почва для произвола отсутствовала бы, они вынуждены были бы с этим считаться. А раз нет в водном реестре – значит, можно не заметить, вот они при разработке генерального плана и «не заметили» этих болот».

Территория Кондакопшинского болота с лесом определена в генплане Петербурга под застройку и размещение городской магистрали

 

Республика Коми

Радиоактивный вопрос Водного

Стороны конфликта: ухтинцы, администрация республики.

Описание конфликта.  В Сыктывкаре состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов захоронения радиоактивных отходов в поселке Водном. Оно прошло в довольно напряженной атмосфере. С самого начала наметилось разное понимание проблемы между республиканской властью и жителями Ухты. Дебаты длились более полутора часов.

Первоначально радиоактивные отходы складировали на территории завода по переработке радиевых концентратов в поселке Водном. Но когда их скопилось достаточно много и они стали представлять серьезную угрозу, их стали свозить на ближайший свободный участок земли – склон береговой террасы реки Ухта рядом с заводом. Так возникла первая в Советском Союзе радиоактивная свалка.

Временно исполняющий обязанности главы Коми Вячеслав Гайзер напомнил, что проект Росатома предполагает строительство пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов: «Мы говорили, что, может быть, это не единственный способ, а также о том, что сведений о нем недостаточно, чтобы принимать какое-то решение. Нужна общественная независимая экологическая экспертиза. Требуется ли вообще строительство ПЗРО? Можем ли мы без него обойтись?».

Но жительница поселка Шудаяг, активист инициативной группы Ольга Сапрыкина предложила пункт об экологической экспертизе из плана мероприятий вообще исключить, пояснив, что проводиться она будет людьми, которые могут дать нужное для заказчиков заключение. А нанять экспертов, независимых от Росатома, довольно сложно. «Да и зачем нужна экспертиза, если вы пообещали всей Ухте, что ПЗРО не будет?» – поставила активистка вопрос ребром.

«В республике есть зараженная территория, вокруг которой живут люди. Мы обязаны провести ее обеззараживание. Это вообще не обсуждается. А вот выбор способа обеззараживания должен быть сделан профессионально и компетентно», – ответил чиновник.

Вячеслав Гайзер несколько раз призывал собравшихся руководствоваться не эмоциями, а фактами, вникнуть в суть и услышать друг друга, а потом принимать решения. В конечном счете участники заседания все-таки договорились, что от имени главы республики будет направлен в адрес корпорации «Росатом» запрос о получении информации по обследованию радиационной обстановки на объектах радиевого производства, а также о необходимости детального разъяснения предусмотренных на сегодняшний день мероприятий по обеззараживанию территорий и возможностях их выполнения. Одновременно будут запрошены материалы экологической и иных экспертиз по реализации первого этапа проекта реконструкции хвостохранилища. До 15 июля рабочая группа должна определиться с выбором организации для проведения независимой экологической экспертизы.

Мнение эксперта

Ведущий инженер Института биологии Коми научного центра УрО РАН Андрей Кичигин считает: «Хранилище в поселке Водном создавалось и эксплуатировалось без проекта и без соблюдения требований радиационной безопасности. Даже юридически это никакое не хранилище РАО, а самая настоящая несанкционированная свалка. Местоположение ее крайне неудачно – на берегу реки Ухта! Барьеры, препятствующие выносу радионуклидов в реку, на прилегающие территории, отсутствуют. Мировая практика знает три способа обращения с радиоактивными отходами. Первый – оставить на месте все как есть. Второй – рассеять их в окружающей среде. Третий способ – изолировать радиоактивные отходы от окружающей среды. Какой-либо еще способ придумать просто невозможно, за исключением фантастических типа «отправить мощной ракетой в космос в сторону Солнца» или мистических: «пригласить колдунов черной или белой магии – пусть пошаманят и остановят радиоактивный распад. В настоящее время законным является только третий способ. Поэтому разговоры о том, чтобы провести реабилитацию без строительства ПЗРО, нужно прекратить. Эти требования будут свидетельствовать о невежестве».

Проект Росатома предполагает строительство пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов


Республика Карелия

Отсроченная катастрофа Петрозаводска

Стороны конфликта: Олег Шейновский, администрация Петрозаводска.

Описание конфликта. Отсутствие мусорных полигонов в Петрозаводске и районах Карелии может привести к экологической катастрофе. Об этом заявил исполняющий обязанности руководителя регионального управления Росприроднадзора Олег Шейновский. По его словам, Петрозаводск сидит на «ядерной бомбе».

Эксперт отметил, что свалке в Орзеге 36 лет. Тогда как нормальный полигон эксплуатируется до 30 лет. Какие там процессы идут, никто не знает. Свалка не отвечает никаким санитарным требованиям. Там существуют нефтекарты с 1976 года. Они переполнены.

Состав отходов, которые сегодня находятся в Орзеге, неизвестен. Везут все: от люминесцентных ламп до ГСМ. Там грунтовые воды. Нефтепродукты попадают в них. Что оттуда попадает в природу, тоже сложно сказать. Лицензия на эту свалку заканчивается в 2015 году.

Олег Шейновский полагает, что город встанет перед проблемой, куда возить мусор. «Нужно делать полигон. Сегодня самый потенциально опасный вопрос – это Петрозаводск, который дает 260–270 тысяч кубометров бытовых отходов в год. Кроме того, вокруг Петрозаводска сосредоточены Прионежский, Пряжинский и Кондопожский районы. Администрации должны вплотную заняться подбором земельных участков под полигоны. Только вокруг Петрозаводска необходимо иметь в резерве 3–4 участка. Увеличение числа свалок нам ничего не даст. По моим сведениям, на проектные работы по полигону уйдет 1,5–2 года. Стоимость полигона на 6 гектар – 3,5 миллиона рублей», – говорит эксперт.

Олег Шейновский считает, что нужно предпринять срочные меры, иначе республике грозит экологическая катастрофа.

Мнение эксперта

Исполняющий обязанности карельского межрайонного природоохранного прокурора Алексей Одинцов отмечает: «На свалке в Орзеге была обнаружена свалка ртутьсодержащих отходов. Около 15 лет назад коммерческая фирма по договоренности с прежними властями Петрозаводска намеревалась открыть на этом месте пункт по сбору ртутьсодержащих отходов. Начались оборудование площадки и прием опасных отходов. Однако надзорные природоохранные органы отказали в согласовании по размещению пункта сбора. Вскоре фирма прекратила свое существование, а содержащие ртуть отходы так и остались на территории, прилегающей к свалке. Кроме того, выяснилось, что опасный мусор в нарушение всех норм располагался в санитарно-охранной зоне городской свалки».

Свалке в Орзеге уже 36 лет

 

Вологодская область

В Вологде прошел митинг разгневанных пассажиров

Стороны конфликта: вологжане, МУПАТП -1, администрация области.

Описание конфликта. Недовольные работой общественного транспорта вологжане решили выйти на митинг. Толчком к протестным действиям послужила информация о монополизации рынка перевозок. С 1 мая обслуживать практически все маршруты в городе имеет право только ПАТП-1. Примерно с этого же времени жители начали жаловаться на перебои в расписании автобусов. Активисты из группы «Гражданский совет» связывают это с нехваткой водителей у ПАТП, а также автобусов. Они предлагают властям урегулировать ситуацию с учетом мнения частных перевозчиков.

«Мы не можем больше ждать, когда нас услышит администрация города! Ситуация с автобусными перевозками МУ ПАТП -1 не меняется к лучшему! Нас кормят только завтраками и подставными общественными группами и говорят, что в городе с общественным транспортом все хорошо, а мы часами простаиваем на остановках», – считают возмущенные пассажиры.

На митинге сообщили, что федеральная антимонопольная служба по Вологодской области признала виновным отдел транспорта департамента городского хозяйства Вологды, который провел конкурс на право обслуживания городских автобусных маршрутов с «вопиющими нарушениями». В результате победителем неправомерно было объявлено МУ ПАТП-1, а остальные перевозчики были вытеснены с рынка. Об этом на митинге сообщила КПРФ.

Горожане опасаются и Петербурга – к рынку пассажирских перевозок Вологды внимательно присматривается «Петроавто». Николай Жаравин, первый секретарь Вологодского областного комитета КПРФ, считает: «Компания стремится в результате акционирования прибрать к рукам МУ ПАТП-1, обанкротить его и монопольно вздуть цены на билеты в своих интересах. Коммунисты не против частного бизнеса, но мы за то, чтобы он был честным, а власть создавала одинаковые условия для всех его участников».

Собравшиеся проголосовали за предложенную резолюцию, которая будет направлена в администрацию, а также потребовали объявить главе города выговор от лица общественности.

Мнение эксперта

Общественный деятель, активист движения «Вместе» Лариса Трубицина отметила: «В Вологде собрались на митинг разгневанные пассажиры. Как и предполагалось, разгневано оказалось главным образом старшее поколение. Респект им за гражданскую позицию. Выдержали войну и мобилизационную экономику, продолжают бороться за светлое будущее. Я считаю, что надо менять систему организации перевозок. Принята предельно конструктивная резолюция. В городе все связано со всем, и качественные пассажирские перевозки улучшат жизнь всем. Правда, под воздействием скотского отношения к пассажирам уже через полгода число автовладельцев вырастет на тысячи, и мы услышим осенние истерики про платные парковки и тому подобные меры запрета. Они так любят раскачивать лодку, обижая по очереди всех. Но, конечно, в интересах пассажиров было бы правильным начать действовать по резолюции уже завтра, с новым руководством отдела транспорта».

С 1 мая обслуживать практически все маршруты в Вологде имеет право только ПАТП-1


Калининградская область

В Калининграде автомобилисты протестуют против действий ГИБДД и мэрии

Стороны конфликта: калининградцы, администрация региона, ГИБДД.

Описание конфликта. Митинг, организованный под крылом калининградского общества защиты прав автомобилистов и партии «Патриоты России», прошел у монумента Родине-матери. Митингующие выступали против позиции автоинспекции по поводу машин, ввезенных «под документы», а также автомобильной политики администрации Калининграда.

Выступавший первым Георгий Румянцев из юридического центра «Автоправо-ОСА» основательно «проехался» по городским властям, допустившим беспорядок с движением и особенно парковкой в областном центре. Мужчина посетовал на невнятное положение дел с эвакуацией, бездумно установленные запрещающие знаки и незаконно размещенные таблички под ними. Эвакуаторы Георгий Румянцев назвал «коршунами без стыда и совести»: «Ввели систему принудительной эвакуации автомобилей, не позаботившись перед этим о достаточном количестве парковочных мест».

Отдельное внимание было посвящено незаконным действиям областной ГИБДД в отношении машин с замененными кузовами. По этому поводу с трибуны к собравшимся обратился депутат облдумы Константин Дорошок. Вот уже 8 месяцев в Калининграде действует запрет ГИБДД на замену кузова в автомобиле. Сейчас кузов можно приобрести, ввезти, растаможить с уплатой пошлин, а использовать по назначению нельзя. «При этом какой-либо законодательный запрет не установлен, наоборот, существует нормативно-техническая документация, регламентирующая замену кузова. Подобная ситуация неприемлема и недопустима, это прямая коллизия между законом и незаконными действиями органов исполнительной власти. Запрет был принят тайно, без какого-либо предварительного извещения водителей. В результате многие граждане оказались у разбитого корыта – с приобретенными кузовами в виде запасных частей и с поврежденными автомобилями, которые теперь нельзя восстановить», − отмечает Георгий Румянцев.

В резолюции горожане требуют доработать шумовые полосы до их соответствия ГОСТ, обеспечить яркое освещение пешеходных переходов,  в опасных местах установить дорожные знаки и фоторадары, на платных стоянках в центре Калининграда обеспечить возможность бесплатной парковки на срок не менее одного часа.

Акция собрала порядка 350–400 человек.

Мнение эксперта

Автоюрист, автор книги «Водитель – инспектор. Разговор на равных» Юрий Панченко подчеркивает: «Редко эвакуация идет по классической схеме: сначала обнаруживается нарушитель, затем вызывается погрузчик. Как правило, все спланировано заранее. Инспектор выезжает на определенное место, куда направляется и эвакуатор. Протокол о задержании автомобиля заполняется без указания времени и реквизитов машины, в нем расписываются «случайные» понятые. Далее отыскивается автомобиль, который легко погрузить, пинком по колесу проверяется чувствительность сигнализации, а также вероятность появления водителя. В конце погрузки инспектор вписывает в протокол и документы реквизиты машины. Так минимизируется время. В случае чего под эти бумаги легко найти иную жертву. Именно поэтому эвакуация происходит чаще там, где имеет место массовое нарушение правил стоянки и где, как правило, особого смысла в эвакуации нет, так как освободившееся место тут же будет занято. Бывает, что инспектор и водитель эвакуатора сначала грузят автомобиль и быстро уезжают, а затем в тихом месте «оформляют» задержание. Если вы видите массовую погрузку автомобилей и одного инспектора, то задержание идет именно по такой схеме и у вас на глазах творится абсолютное беззаконие».

Митингующие против позиции автоинспекции по поводу ввезенных машин и автомобильной политики администрации Калининграда

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.