Top.Mail.Ru
Политика
Пермский край
0

Конфликт недели: Пермская опера исполнит бюджетную арию

Самое громкое событие с 15 по 21 сентября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Самый шумный скандал в Прикамье на минувшей неделе разыгрался вокруг Пермского театра оперы и балета. Бюджетные отчисления учреждению краевой минкульт планирует урезать вдвое. Примечательно, что это решение не поддержали те, кто критиковал деятельность худрука пермской оперы Теодора Курентзиса. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Приволжье».

Самый шумный скандал в Прикамье на минувшей неделе разыгрался вокруг Пермского театра оперы и балета. Бюджетные отчисления учреждению краевой минкульт планирует урезать вдвое. Примечательно, что это решение не поддержали те, кто критиковал деятельность худрука пермской оперы Теодора Курентзиса. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Приволжье».

Стороны конфликта: министр культуры Пермского края Игорь Гладнев, Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.

Описание конфликта. Поводом для начала конфликта стало известие о том, что краевые власти сокращают финансирование театра едва ли не вдвое – с 74 млн рублей в этом году до 38 млн рублей в 2015-м. А руководство театра отныне должно будет согласовывать репертуар с чиновниками. После того, как эта информация разошлась по СМИ, глава краевого минкульта Игорь Гладнев разослал ведущим изданиям города успокоительное письмо со словами, что финансирование театра сокращается всего на 13 %. «Был и остаюсь открытым к конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми», – заявляет в открытом письме чиновник, который, как подметила культурный обозреватель «Нового Компаньона» Юлия Баталина, «за время своего пребывания на министерском посту не провел ни одной персональной пресс-конференции». Разбирая министерское письмо, она пришла к выводу, что речь – о сокращении не на 13 %, а все-таки вдвое.

Затем появилось публичное обращение руководства театра оперы и балета к пермским СМИ. В нем говорилось, что СМИ «искажают факты, дискредитируют театр и его коллектив, пытаются провоцировать конфликт театра с губернатором Пермского края». «Делается это без нашего ведома, вопреки нашей воле и нашим представлениям о нормальной организации рабочего процесса, о конструктивном диалоге в решении любых вопросов», – говорится в обращении.

Эта публичная перепалка министра и учреждения культуры с журналистами прошла бы незамеченной, если бы не эмоциональное выступление художественного руководителя театра Теодора Курентзиса. Он публично раскритиковал действия краевого минкульта на пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере оперы Моцарта «Дон Жуан».

«Краевой минкульт показал свою некомпетентность. В госзадании, например, есть концерты «репертуарные» и концерты – новые постановки. Но концерт – не спектакль, он не может входить в репертуар! Эти люди не понимают разницы между концертом и спектаклем, они не знают, сколько симфоний написал Чайковский, и при этом они требуют, чтобы я согласовывал у них репертуар концертов!.. Мы бороться не будем. Мы просто не признаём этих людей. Пусть повысят квалификацию, пусть получат элементарное музыкальное образование, а потом диктуют. Мы живем в цивилизованном мире, и в моем контракте записано, что я – художественный руководитель. Значит, я руковожу театром, и никто другой», – заявил худрук.

После этой уже вошедшей в историю пермской культуры пресс-конференции Теодор Курентзис заявил: театр будет добиваться того, чтобы финансирование на 2015 год осталось на уровне 2014-го, плюс индексация с учетом инфляции.

Конфликт сопровождался еще и открытым письмом деятелей культуры, опубликованным незадолго до секвестрирования «оперного» бюджета. Размещенное в краевой газете «Звезда» под заголовком «Полигон для «Опергруппы», оно было наполнено критикой в адрес действующего руководства Пермского театра оперы и балета. «Сомнительные эксперименты все больше превращают Пермский оперный в театр для узкого круга избранных», – заявляют авторы письма, которое сторонники Теодора Курентзиса быстро окрестили доносом. По законам кольцевой композиции, закончилось все тоже открытым письмом. На этот раз – от поклонников творчества натурализованного грека: «Пермь «прославилась» в очередной раз – теперь уже в духе самого махрового сталинско-хрущевского диктата и гонений на культуру. И это происходит, по иронии, в Год культуры! Какой продукцией господин министр собирается заполнять еще и новый, строящийся театральный зал при сокращении бюджета и госзадания? Или строительство зала тоже отменяется?!».

Не все заметили, что наступление на культурный бюджет края (финансирования частично лишены почти все брендовые для Прикамья фестивали и многие учреждения) совпало с постепенным отказом губернатора от урезания расходов на социалку. Расчет, по-видимому, таков: адептов гельмановского культурного наследия наверху никто слушать не станет, а если письма начнут писать какие-нибудь многодетные, на кресле удержаться будет значительно сложнее.

Мнения экспертов

Юлия Баталина, культурный обозреватель газеты «Новый Компаньон»:

«Мне кажется, что это требование несправедливое, и оно несправедливое не просто по отношению к Теодору Курентзису – оно несправедливое и нечестное по отношению к любому художественному руководителю. Потому что если вы назначаете человека художественным руководителем, это значит, что вы доверяете ему художественное руководство. Если вы ему не доверяете, то, пожалуйста, не назначайте его. А если вы ему доверили театр, то положитесь на его вкус и такт. И мне кажется, что здесь вопросов не должно возникать. Либо вы с Курентзисом, либо вы без него. А они решили как-то наполовину сделать, чтобы вроде как с Курентзисом, но вроде как он не совсем главный, а еще утверждающее над ним министерство. Вот это, мне кажется, непродуктивная позиция. Она лишает худрука свободы, она просто обидная, потому что это недоверие. Вот в этом смысле я этого не понимаю. Но я уже знаю, что в руководстве Пермского края (не министерства культуры, а именно Пермского края) есть очень осторожные люди, которые боятся, как выразился Печенкин, госдеповской заразы. Они ее боятся, и они пытаются законопатить все щели, через которые может вылезть любое инакомыслие. Я думаю, что Игорь Гладнев в этом случае инструмент. Не он здесь придумывал». (Источник – http://www.echoperm.ru/interview/299/134539/)

Нина Соловей, культурный обозреватель «Эха Перми»:

«Только высокий и элегантный молодой дирижер, которого пермские маргиналы прозвали выскочкой, позволяет себе в обход министра идти аж к самому губернатору, а на встрече с журналистами безжалостно сравнивать сотрудников минкульта с «врагами России». Горячий греческий парень!

А что дальше? А дальше мы с вами будем ждать очередных невнятных отписок от чиновников с передергиваниями фактов и цифр. Запасаемся попкорном и ждем реакции власти на выступление Теодора Курентзиса во время брифинга, который, вообще-то, собирали по поводу премьеры «Дон Жуана». Но какое бы решение ни было принято в правительстве, лично я поступок господина дирижера расцениваю как гражданский жест художника. Художника, чье творчество не противоречит его жизненной позиции». (Источник – http://echoperm.ru/blog/276/134596/)

Надежда Агишева, глава благотворительного фонда «Новая коллекция»:

«Я думаю, не стоит скрывать, что есть объективные причины для секвестрования бюджета. И вопрос не в том, есть деньги или нет. А вопрос в том, по каким правилам проходит это секвестрирование и насколько оно соответствует, будем говорить так, представлениям культурной общественности о культурной политике. По этому поводу я хочу сказать, что не стоит демонизировать избыточно фигуру Игоря Гладнева как человека, который сейчас озвучивает такие решения. Я бы предложила всем переключиться на тему, которая возникла достаточно давно, имеет длительную историю: тема того, что мы должны уже сформировать стратегию культурной политики региональной, к которой мы с вами в таких ситуациях и будем апеллировать в ситуациях профицита бюджета, дефицита бюджета. Нет разницы, дефицит – сокращаем, профицит – добавляем кому-то». (Источник – http://echoperm.ru/interview/299/134504/)

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.