Top.Mail.Ru
Политика
Московская область
0

Конфликт недели: ФНБ отказал Роснефти в заявке на два триллиона рублей

Самое громкое событие с 20 по 26 октября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Наиболее резонансным и одиозным событием минувшей недели стал отказ Фонда национального благосостояния ОАО «Роснефть» – последняя подала заявку на получение из государственного российского стабфонда материальной поддержки размером два триллиона рублей. Судя по поведению руководства госкорпорации, данный отказ не является окончательным – ФНБ готов выделить Роснефти квоту. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».

Наиболее резонансным и одиозным событием минувшей недели стал отказ Фонда национального благосостояния ОАО «Роснефть» – последняя подала заявку на получение из государственного российского стабфонда материальной поддержки размером два триллиона рублей. Судя по поведению руководства госкорпорации, данный отказ не является окончательным – ФНБ готов выделить Роснефти квоту. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».

Стороны конфликта: ОАО «Роснефть», ФНБ, Министерство финансов.

Описание конфликта. 24 октября стало известно, что Фонд национального благосостояния ответил отказом на заявку российской госкорпорации «Роснефть». Вместо двух трлн рублей, на которые претендовала нефтегазовая компания, ФНБ выделил квоту, немного превышающую 300 млрд рублей.

Роснефть, что называется, поставили в общую очередь, где уже находятся другие российские предприятия и компании. Речь идет о согласованных с ФНБ финансированиях БАМа и Транссиба, проекта Тувинской энергетической промышленной корпорации, совместной программы РФПИ и «Ростелекома» по ликвидации цифрового неравенства, а также развитие интеллектуальных сетей для сокращения энергопотерь на 15 %. На эти пять проектов ФНБ еще летом решил выделить в общей сложности 414 млрд.

В итоге главным героем конфликта недели стала ОАО «Роснефть», которой отказали в деньгах. «Праведное негодование» Игоря Сечина понятно – компания в текущем году начала разработку двух крупнейших проектов – на Охотском и Карском море. Затраты на разведку и добычу громаднейших запасов на этих двух территориях требуют не менее огромных вложений.

Михаил Леонтьев, директор департамента информации и рекламы корпорации «Роснефть» заявил: «Никакого решения ФНБ не выносил по заявке Роснефти – здесь комментировать нечего».

Мнения экспертов

Анатолий Золотухин, академик РАЕН, профессор, доктор технических наук, проректор по международной деятельности Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина:

«Сумма, которую просит Роснефть, это не каприз. Теперь подобные обращения станут, наверное, продолжительной политикой займа денег у государства. Потому что в связи с введенными Европой и США санкциями в отношении нашей страны, возможности получать долгосрочные кредиты в зарубежных банках у многих крупнейших отечественных компаний сегодня просто нет. Единственным крупным инвестором для них является, по большому счету, сама Россия.

Тем не менее все проекты, которые заявлены Роснефтью, правительством и экспертами будут тщательнейшим образом проверяться. У этой компании очень много интересных, крупномасштабных проектов, требующих долгосрочных и весьма затратных инвестиций. Но придется выделять самые лучшие, самые важные.

Отмечу, что здесь возникает еще и вопрос энергетической безопасности государства, и заявки Роснефти будут рассматривать именно с этой точки зрения. Надо понимать, что под западные санкции, прежде всего, попали российские компании, претендующие на мировое лидерство, в том числе в сфере добычи углеводородов. Борьба идет за сланцевую нефть, за резервы в Арктике. Если Россия желает остаться в лидерах, то надо смотреть вперед, рассчитывать перспективы на десятки лет вперед, останавливаться нельзя.

Поэтому инвестировать в Роснефть в любом случае надо, вопрос – в каких объемах и за чей счет. Я не исключаю, что заемные средства эта компания может получить не только из ФНБ, но и на финансовом рынке юго-восточной Азии, где находятся страны, заинтересованные, в том числе, в освоении Россией новых месторождений нефти».

Павел Медведев, финансовый омбудсмен, бывший депутат Государственной думы РФ 1–5-го созывов:

«Я не очень уверен, что принято окончательное решение – кому выдавать, а кому не выдавать. А то, что сумма, указанная в запросе Роснефти, не будет рассмотрена в ее пользу, было понятно с самого начала. Все высказывания, которые сделал накануне министр финансов, касались возможного сокращения бюджета на 10 %, и они являются прозрачным намеком всем просителям дополнительных средств. Ситуация в этом плане очень кислая, поэтому Роснефти, по-видимому, в конце концов откажут, несмотря на то, что сама компания продолжает надеяться на обратное.

Конечно, кому-то придется дать, потому что этот Фонд национального благосостояния и создавался для того, чтобы затыкать дыры, если они возникнут.

Мой прогноз по поводу Роснефти пессимистичен. ФНБ должен от Роснефти получать деньги, потому что логика первого устроена таким образом: если стоимость нефти превышает определенный уровень, значит этот бонус, зарабатываемый Роснефтью, должен отправляться в этот самый Фонд. Однако Роснефть хочет организовать материальный поток в противоположную сторону, и такой анекдот был бы очень смешной, если бы бюджет был реально профицитным. Номинально бюджет сегодня, конечно же, профицитный, однако на деле – сильно дефицитный. И в этом свете подобные шутки со стороны Роснефти крайне неуместны.

В данной ситуации нельзя забывать о морально-политической составляющей. У нас победила некая средняя линия между линией Алексея Кудрина и линией Сергея Глазьева. Глазьев выступает за то, чтобы все забрать и потратить, а Кудрин – что надо откладывать на черный день. Так и происходит на деле сегодня».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.