Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
0

Конфликт недели: православные активисты вышли на пикет после решения суда по «Тангейзеру»

Самое громкое событие с 9 по 15 марта в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Решение мирового судьи Центрального района Новосибирска Екатерины Сорокиной, прекратившей на прошлой неделе дело против директора Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, вряд ли станет итоговой точкой в конфликте, разгоревшемся после премьеры спектакля по опере Рихарда Вагнера «Тангейзер».

Решение мирового судьи Центрального района Новосибирска Екатерины Сорокиной, прекратившей на прошлой неделе дело против директора Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, вряд ли станет итоговой точкой в конфликте, разгоревшемся после премьеры спектакля по опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». Городская прокуратура уже объявила, что готова оспаривать решение, а православные активисты провели массовый пикет у театра перед очередным премьерным показом. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».

Стороны конфликта: руководство и творческий коллектив театра, православные общественники Новосибирска.

Описание конфликта. Итоговый день судебного процесса напоминал футбольный матч, в котором обе команды играют плохо. Заместитель прокурора города Игорь Стасюлис так и не смог поймать привлеченных защитой экспертов на противоречиях и задать им хотя бы один каверзный вопрос. Приехавшие из Москвы специалисты также напирали на то, что в спектакле персонаж Тангейзера терпит профессиональное фиаско. Они просто проигнорировали финал оперы, где хор поет «дарована раскаявшемуся спасенья милость», а брат кинорежиссера получает главный приз, и таким образом становится ясно, что дело главного героя еще долго будет жить. Но их аргументы о том, что Христос на сцене является вымышленным персонажем, оказались более убедительными для судьи, которая в итоге решила, что в действиях директора театра и режиссера нет состава административного правонарушения.

Решение мирового судьи вызвало эйфорию среди журналистов, поддерживающих постановку. «Тангейзер оправдан», «Режиссер невиновен» – такими заголовками в первые часы пестрели сообщения по итогам суда, словно речь шла об уголовном, а не об административном производстве. Социальные сети в одночасье наполнились уничижительными комментариями в отношении православных, где определение «глупый» было самым безобидным. Сам Тимофей Кулябин назвал решение судьи «победой уважительного диалога над агрессией», а буквально накануне называл православных священников «дурачками» и «ряжеными».

Православные активисты не остались в долгу. 14 марта, в день очередного премьерного показа, они провели довольно внушительный пикет у здания театра оперы и балета, главным лозунгом которого был плакат «Дорога в ад». Он был официально разрешен мэрией и прошел крайне организованно под скандирование речевок: «Мездричу – позор! Кулябина – на нары!» и «Вагнеру – да, Кулябину – нет». Едва ли не ведущую роль при этом играл не столько председатель местного отделения «Народного собора» Юрий Задоя, сколько новая звезда православных общественников Анна Симанова.

В то же время стало известно, что в самом спектакле произошли довольно заметные изменения. Во втором акте, где действие происходит во время Вартбургского кинофестиваля, на сцене так и не появился скандальный баннер к фильму «Грот Венеры», который был едва ли не самой существенной претензией православных к постановке. Впрочем, похоже, изображение на баннере было предметом активных дискуссий внутри театра еще накануне премьеры. Пресс-служба театра и до решения суда уверяла, что баннера не будет. Сам директор уже успел подтвердить, что решение о его снятии он принимал лично. Впрочем, часть сторонников спектакля уже посчитали исчезновение баннера своего рода предательством на фоне судебного решения.

В конфликте, который уже приобрел международный резонанс, пока рановато ставить итоговую точку. Городская прокуратура уже заявила, что обжалует решение мирового судьи, но после того, как он обнародует мотивированную часть решения. В ближайшие часы станет известно, будет ли возбуждено уголовное дело в Следственном комитете, который также по нескольким жалобам от граждан занимался проверкой скандальной постановки. Кроме того, неизвестно еще, как поведет себя та часть публики, которая, называя себя «православными по воспитанию и менталитету», не является приближенной к церковным иерархам Русской православной церкви. Одна часть ее считает, что у Кулябина спектакль получился о «вседозволенности», другая полагает, что нужно прекратить на российской сцене режиссерские эксперименты с классическими произведениями, уже получившими уничижительное название «режопера».

Мнения экспертов

Юлия Чурилова, главный специалист новосибирского отделения Союза театральных деятелей:

«Мне очень обидно, что из спектакля исчез баннер, который необходим и объяснял конфликт вымышленного режиссера и участников вымышленного фестиваля. Его отстаивали всем сообществом. В суде защита настаивала на том, что это важный элемент общего замысла. И вот он исчез».



Инэсса Рябинина, управляющий партнер новосибирской юридической фирмы:

«Насколько мне известно, в настоящее время идут активные консультации различных гражданских сил, куда входят профессиональные юристы, которые попытаются предъявить более серьезные претензии спектаклю. Предполагаю, что это будет сделано более грамотно, чем это сделали общественники православных организаций. Не буду обозначать, кто это, но туда входят люди, которые уже провели консультации с богословами и искусствоведами. Все они уже сходили на спектакль и зафиксировали все что необходимо.

Господа творческие деятели заблуждаются, что даже в такой элитной музыке, которой является опера, можно безнаказанно нивелировать идеи Вагнера. Спектакль «Тангейзер» – это не творчество, а голое освоение денег в пользу конкретного династийного отпрыска, который вытащил на сцену некие традиции субкультуры 18+. Бюджет консолидируют все налогоплательщики, и постановки подобных интерпретаций известных произведений должны делать с согласия всего общества. Если авторы хотели внести раскол в обществе, то они достигли своей цели».

Илья Пухов, доцент кафедры клинической психологии Новосибирского медицинского университета:

«Как атеисту, но в то же время как человеку православного воспитания мне показалось, что в этом спектакле Тимофей Кулябин играет на стороне православных. Во время тотального гедонизма режиссер нам показывает Христа, который находит путь преодоления удовольствия. Человек всегда находится на грани духовной и плотской любви, и для православных должно быть очень важно, что в спектакле Иисус преодолевает искушение. Христианство когда-то пошло по пути полного отрицания страстной сферы, но она ведь существует и должна быть управляема».

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.