На прошлой неделе в интернете вызвали ажиотаж фотографии, сделанные на Масленицу в Ставрополе. Началось все с традиционного приготовления огромного блина в парке Победы. Людей возмутило то, что на празднике этот блин разрезали специальными лопатами и с них же кормили радостных людей. Блогосфера разделилась на два лагеря. Первые считают, что кормить людей на праздниках с лопат – это нормально. Вторые усматривают в действе откровенное издевательство.
На прошлой неделе в интернете вызвали ажиотаж фотографии, сделанные на Масленицу в Ставрополе. Началось все с традиционного приготовления огромного блина в парке Победы. Многих возмутило то, что на празднике этот блин разрезали специальными лопатами и с них же кормили радостных людей. Блогосфера разделилась на два лагеря. Первые считают, что кормить людей на праздниках с лопат – это нормально. Вторые усматривают в действе откровенное издевательство. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Кавказ».
Стороны конфликта: СМИ и блогосфера, организаторы праздника Масленицы в ставропольском парке Победы.
Описание конфликта. В четверг, 19 марта, СМИ и социальные сети буквально взорвались. Кроме лопат, люди по всей стране ничего не обсуждали, забыли о президенте и посевной, кризисе, росте цен и санкциях вместе с антисанкциями. Уже к обеду появилась масса всевозможных шуток про лопату.
Интернет-пользователи дружно веселились, рассматривая масленичные фото из Ставрополя. Но сразу после того, как Рунет отсмеялся, начался конфликт между защитниками старинного обычая и противниками «рабского» менталитета, заявлявшими, что «скифы мы», «азиаты» с «жадными глазами».
Если кратко, то каждый год на Масленицу в Ставрополе устанавливают огромную сковородку и пекут невероятных размеров блин, потом делят его на части и раздают всем желающим, которых собирается чуть ли не треть краевого центра. В этом году в целях обеспечения безопасности посетителей вокруг источника открытого огня была сделана ограда, ведь в парке много детей, да и о санитарных нормах и гигиене на этот раз вспомнили.
После выпекания блин был разрезан и на лопате кусочки были розданы гулявшим и праздновавшим ставропольцам, чтобы всем хватило. На месте этот факт шока ни у кого не вызвал, ибо, учитывая размеры сковороды, дотянуться до центра обычной лопаточкой, не говоря уже о вилке, невозможно. А если бы блин стали перекладывать с лопаты сначала на отдельное блюдо, а затем на тарелочку, процесс бы сделался невыносимо медленным, к тому же возник бы риск сжечь большую часть блина. Именно так объясняют ситуацию организаторы.
Однако лопата вызвала в интернете иррациональную истерику.
Мнения экспертов
Андрей Фоменко, свадебный фотограф:
«Тем, кто считает сие действо скотством и унижением. Во-первых, это только фото, которое отражает лишь малую толику праздника. Если бы вы там были, то поняли бы, что там никакое не первобытное общество и не голодный сброд. Там были обычные, вполне себе респектабельные порой, горожане с детьми. За блины никто не бился, соседа не отпихивал, у детей из рук не вырывал.
А теперь представим себе блин диаметром больше двух метров. Как вы предполагаете его перевернуть или снять? Реально, кроме лопаты и достать нечем. Когда я увидел это впервые, сначала и меня это немного шокировало, но потом я успокоился. Во-первых, я понял, что лопаты там новые, чистые и некрашеные, во-вторых, блин в данном контексте – это не еда, а символ. Это ведь карнавал, Масленица. Народ там не голодающий отнюдь собрался, и за блины драк не было. Да и, в конце концов, не хочешь брать блин с лопаты – не бери. Пойди в кафешку в трех шагах от толпы, закажи себе блинов и накорми себя и семью.
Вот на свадьбах молодых посыпают хмелем, монетами и конфетами. Конфеты и монеты лежат на земле. Дети их подбирают. И не только дети. А взрослые могут еще подбадривать, говорить: «Собирай, собирай, скорей, на счастье!». И ведь могут и съесть на счастье конфетку. Ну кто этого не делал хоть раз? Это тоже дикость? Если посмотреть с точки зрения современности, гигиены, родительских страхов или, там, прилично – неприлично, красиво – некрасиво, то вполне возможно, что дикость. А с точки зрения традиции или ритуала в контексте свадебного обряда – обычное дело. Вы лучше обратите внимание на другие видео, где Дуров деньги бросает в толпу или арбузы на халяву раздают. Вот где унижение, дикость и игра на примитивных чувствах».
Яна Погребная, профессор литературы:
«Мои пять копеек в истории с блинами, которые подавались на лопатах и пожирались нашими земляками с лопат же. Недавно разгорелся спор, в котором верноподданные, привыкшие всегда поддерживать властные начинания, организуемые властями массовые мероприятия и прочее, утверждали, что это были специальные лопаты, предназначенные для переворачивания гигантских блинов, они были стерильно чистыми и издревле применялись на русской кухне. Правда, никто из летописцев не упоминает, что с них ели руками, все больше в сказках рассказывается о лапте, которым хлебают щи, причем как о явлении феноменальном. Видимо, мир внесказочный все же предпочитал ложки. Знаете, я вспомнила эпизод из фильма «Холодное лето 53-го», когда повариха принесла амнистированным уголовникам ложки, а они уже начали есть руками. Она постояла, постояла и ушла... Кроме того, поспешила спрятать свою дочь, потому что поняла, хотя и была глухонемой, безграмотной женщиной, что ситуация не только отвратительная, но и опасная.
Меня в этой истории больше всего поражает следующее: заведомо знают, что совершают нечто, противоречащее нормам приличия, нечто, что может быть расценено как дикость, варварство и т. д. – тем не менее делают, а потом изображают обиженное удивление: ничего особенного не было, лопата стерильная, специально изготовленная еще при князе Александре Невском, который с нее откушать пирога изволил. Кто-то же писал сценарий этого драного мероприятия, репетировал, руководил. Наверное, в десяти инстанциях утверждали собирали подписи».