На прошлой неделе СМИ и общественность узнали, что новый совладелец ростовской компании «Евродон» решил «атаковать» крупнейшего в России производителя мяса индейки и лишить бизнеса ее основателя Вадима Ванеева. А в Краснодарском крае с новой силой разгорелись конфликты в строительной сфере. Волгоградцы же вновь подняли вопрос некачественных дорог и боролись с массовым сокращением сотрудников «Метроэлектротранс».
На прошлой неделе СМИ и общественность узнали, что новый совладелец ростовской компании «Евродон» решил «атаковать» крупнейшего в России производителя мяса индейки и лишить бизнеса ее основателя Вадима Ванеева. А в Краснодарском крае с новой силой разгорелись конфликты в строительной сфере. Волгоградцы же вновь подняли вопрос некачественных дорог и боролись с массовым сокращением сотрудников «Метроэлектротранс».
О том, чем жил Юг и c кем конфликтовал – в спецпроекте «ФедералПресс».
Ростовская область
Владельца «Евродона» Вадима Ванеева втянули в войну за свой бизнес
Стороны конфликта: инвестиционная компания А1, владелец «Евродона» Вадим Ванеев.
Описание конфликта. Более 2000 подписей удалось собрать жителям Ростовской области на подписи под петицией в защиту компании «Евродон» местного предпринимателя Вадима Ванеева. Документ, размещенный на ресурсе Change.org призывает оградить Ванеева и его компанию от «нападок» инвестиционной компании А1, аффилированной с «Альфа-Групп». Документ с обвинениями в рейдерстве был направлен в Генпрокуратуру, ФАС, президенту Владимиру Путину и заместителю министра обороны РФ Руслану Цаликову. Кроме того, в Facebook начался интернет флешмоб с распространением постов под хэштегом #ВанеевМЫсТобой, в которых также выражается поддержка бизнесмену и призывы защитить компанию от рейдерского захвата.
Напомним, что все это связано с тем, что на днях стало известно, что компания А1 приобрела 40 % ООО «Евродон», а затем подала в суд иски об исключении Вадима Ванеева из числа участников общества, а также о признании незаконным получения «Евродоном» двух кредитных линий на общую сумму 24 млрд рублей. В А1 заявляют, что кредиты в «Россельхохбанке» и «Внешэкономбанке» были получены якобы с многочисленными нарушениями «корпоративных процедур». Добавим, что «Евродон» – крупнейший агрокомплекс по производству индейки и утки в России. В настоящее время в группу входит три мясоперебатывающих комплекса (общей мощностью свыше 300 тыс. тонн мяса в год), три комбикормовых завода, три инкубатория. В 2015 году «Евродон» увеличил объем производства мяса индейки на 7,5 % – до 47 тыс. тонн. Кроме того, группа намерена построить комплекс по выращиванию утки в Московской области. Сообщалось, что дочерняя компания «Донстар» намерена вложить в создание комплекса 13 млрд рублей.
Мнения экспертов
Олег Дереза, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области:
«Поскольку А1 подали иску в Арбитражный суд, то их действия пока не нарушают законодательство Российской Федерации. То есть, ситуация де-юре лежит в законодательной плоскости. Если же говорить о фактической стороне, то, по моим оценкам, Вадим Ванеев создал довольно успешную компанию, чья продукция пользуется большим спросом. В нынешнем конфликте симпатии простых дончан в большей степени на стороне Ванеева. Стоит обратить внимание, что А1 приобрела пакет акций «Евродона», записанный на оффшор, расположенный в Белизе. И хоть формально здесь нет никакого нарушения, но фактически данная сделка идет в разрез с инициативами президента России по деоффшоризации экономики. Самое главное, чтобы данная ситуация не вышла за пределы спора в Арбитражном суде. Чтобы не было привлечения каких-то надзорных, проверяющих структур, правоохранительных. Надеюсь, что история закончится мирным итогом. И стороны достигнут компромисса друг с другом».
Сергей Смирнов, генеральный директор фонда «Прикладная политология»:
«Судя по той информации, которая у меня есть, компания А1 планирует не просто участвовать в управлении компании «Евродон», но взять ее под свой контроль. Это не первый и не последний случай, когда создателей компаний выживают из их бизнеса (самый известный и показательный пример тому – Стив Джобс, который проиграл борьбу за власть с советом директоров и в 1985 году был вынужден покинуть созданную им компанию Apple). Но это никогда не шло на пользу ни участникам внутрикорпоративных конфликтов, ни самим компаниям, а в конечном счете и конечным потребителям их продукции или услуг. Ситуация с «Евродоном» – типичный пример того, что закредитованность бизнеса и конфликты между его собственниками порой опаснее для него, чем любые конкуренты. Как один из сотен тысяч потребителей продукции «Евродона», я надеюсь на благополучный исход этого конфликта и мои симпатии на стороне Вадима Ванеева. При этом я не думаю, что массовые протесты (в первую очередь сбор подписей под петицией в защиту Вадима Ванеева) против захвата компании «Евродон» ее новыми совладельцами выйдут за пределы средств массовой информации и соцсетей. Хотя попытки политизировать этот конфликт уже делаются, в первую очередь, как ни странно, ростовскими коммунистами».
Краснодарский край
Мэрия пытается взыскать деньги с застройщика «спорной территории» рядом с Карасуном
Стороны конфликта: мэрия Краснодара, ООО «Пересвет-Регион-Краснодар», жители города.
Описание конфликта. Арбитражный суд Краснодарского края 9 февраля возбудил производство по делу о взыскании 4,7 млн рублей у ООО «Пересвет-Регион-Краснодар» в пользу мэрии Краснодара. Напомним, что 11 января администрация города обратилась в судебную инстанцию с требованием к застройщику погасить многомиллионную задолженность, накопившуюся из-за невыплаты арендной платы за участок в акватории и береговой полосе Карасунских озер, где идет строительство ЖК «Курортный берег». После первоначального рассмотрения иска, он был оставлен без движения, так как истец не представил всех необходимых документов в надлежащем виде. Однако после заседания 9 февраля делу был дан ход. Пикантность ситуации заключается в том, прокуратура Кубани и Росимущество пытаются оспорить в суде законность самого строительства, доказывая, что объект возводится рядом с естественным озером. А значит – стройка здесь не законна, поскольку она ведется на территории, находящейся в федеральной собственности. Кроме того, ранее против строительства ЖК «Курортный берег» проводили масштабную акцию протеста жители микрорайона Пашковский. Судебное заседание по данному делу проходило 1 февраля, а следующие разбирательства должны пройти уже 2 марта. В данном случае администрация выступает на стороне застройщика, доказывая законность проводимого строительства.
Мнение эксперта
Андрей Рудомаха, координатор Экологической вахты по Северному Кавказу:
«Тот факт, что застройщик ЖК «Курортный берег» регулярно не выплачивает арендную плату за землю, свидетельствует о финансовой несостоятельности данной компании. В сочетании с тем фактом, что этот договор в целом был заключен с нарушениями норм законодательства, это дополнительно говорит в пользу того, что его целесообразно расторгнуть. Вся эта история с застройкой берега Карасуна крайне негативно отражается на репутации администрации Краснодара. Непонятно, зачем она несет груз судебной тяжбы с прокуратурой и Росимуществом по делу о законности заключения договора аренды, в котором она рано или поздно неизбежно проиграет, в условиях, когда ей за эту аренду регулярно не выплачивают арендную плату».
Жители Фестивального на митинге потребовали выполнить обещание Кондратьева
Стороны конфликта: «НефстестройИндустрия-Юг», администрация Краснодарского края, мэрия Краснодара, жители ФМР.
Описание конфликта. Акция с требованием прекращения возведение новых жилых и торговых зданий в районе улицы Казбекской бы проведена жителями Фестивального микрорайона 13 февраля. Жильцы расположенных здесь зданий собрались на народный сход с плакатами, содержащими лозунги: «Застройщикам деньги, а нам гетто?», «Мы верим Вениамину Кондратьеву» и т.д. Граждане потребовали от городской администрации и застройщика – «НефстестройИндустрия-Юг» – выполнения ими ранее взятых на себя обязательств по возведению социальной инфраструктуры: школы, парка, детского сада и поликлиники. Поводом к акции послужила распространенная в сети информация, в которой утверждалось, что вместо социальных объектов строительная компания собирается возвести новую многоэтажку, о чем якобы свидетельствует разрытый под строительство котлован. Хотя каких либо других доказательств по данному вопросу приведено не было. А в компании СК «Нефтестройиндустрия-Юг» корреспонденту «ФедералПресс» так и не удалось выяснить, под что именно разрыт котлован.
Уточним, что ранее краевые власти приняли решение приостановить возведение новостроек в Краснодаре в Фестивальном микрорайоне вблизи улицы Казбекской до тех пор, пока застройщик не решит вопрос о строительстве социальных объектов. В частности, об этом сообщал вице-губернатор Юрий Гриценко. По его словам, работы возобновятся после того, как СК «Нефтестройиндустрия-Юг» начнет строительство школы и полноценного детсада. Они должны разместиться на земельном участке площадью 2,3 га. Данное решение было принято после встречи Вениамина Кондратьева с кубанскими застройщиками, на которой глава края отметил, что жители новых микрорайонов требуют наличия соцобъектов и что, по его мнению, они правыВ компании СК «Нефтестройиндустрия-Юг» корреспонденту «ФедералПресс» не удалось выяснить, под что именно разрыт котлован.
Мнение эксперта
Александра Мхитарова, архитектор:
«К сожалению, нет никакого нормативного акта для регулирования деятельности застройщика, нет так же меры ответственности за застройку без социальной инфраструктуры. Экономически невыгодно строить больницы, шкалы, детские сады. Обеспечить этими объектами -–обязанность государственных и муниципальных властей. То, что раньше бесконтрольная застройка никем не регулировалась, и привело к акциям протеста со стороны городского населения. Мэр города сейчас пытается решить эту проблему лично за счет застройщиков путем выделения земли под застройку при условии строительства «социалки». Это хороший сигнал, единственное, что необходим постоянный контроль по выполнению обязательств. Меры не должны приниматься точечно, это должен быть комплекс мер во всех развивающихся районах города».
Волгоградская область
«Метроэлектротранс» сократит около 300 сотрудников
Стороны конфликта: МУП «Метроэлектротранс», сотрудники предприятия.
Описание конфликта. Находящийся в предбанкротном состоянии МУП «Метроэлектротранс» планирует к 1 мая уволить 275 человек. Под сокращение попадут юристы, бухгалтеры, представители обслуживающего персонала и т.д, сообщает издание V1.ru. Своих мест не лишатся лишь водители и кондукторы. Некоторые функции, выполняемые сотрудниками предприятия планируется передать на аутсорсинг. А с 1 июля волгоградцев, скорее всего, ждет очередное повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте, поскольку сегодняшний тариф признан экономически не обоснованным (при этом у мэрии нет средств на компенсацию убытков предприятия, связанных с заниженной ценой билета и перевозкой льготников). По предварительным данным, проезд в трамваях и маршрутках может подорожать на три-пять рублей. Напомним, что, по данным контрольно-счетной палаты Волгоградской области, «Метроэлектротранс» уже фактически находится в банкротном состоянии, общая сумма долгов предприятия составляет 700 млн и продолжает увеличиваться. По данным на конец 2014 года, износ подвижного состава волгоградских трамваев составил 97 % при нормативном сроке службы 35,2 года, износ троллейбусов – 81,1 % при сроке службы 19,2 года. При этом вину за доведение МУПа до бедственной ситуации аудиторы КСП возложили на мэрию Волгограда.
Мнение эксперта
Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS:
«В Волгоградской области в настоящий момент наметилась тенденция массового банкротства МУПов (Волгоград, Волжский, Камышин), работающих в наиболее денежных отраслях (энергетика, транспорт, ЖКХ) и имеющих ценные активы. Большинство МУПов при этом до банкротства доводят искусственно, в этом деле подчас задействованы муниципальные и региональные чиновники, а также депутаты местных Дум, сознательно принимающие решения, априори приводящие муниципальные предприятия к тяжелому финансовому положению и в зависимость от кредиторов. В числе последних, как крупные российские энергетические компании, так и региональные коммерческие структуры, аффилированные с персонами из высшего руководства Волгоградской области. Т.е. в волгоградском регионе происходит одновременно как «прихватизация» еще оставшихся в собственности региона и муниципалитетов ценных активов, так и передел ранее уже «прихватизированных», сопровождающийся давлением на их нынешних собственников, в т.ч. и с привлечением отдельных силовых структур. Для Волгограда это – обычная практика. Увы».
Волгоградцы подписывают петицию к Путину с требованием отремонтировать дороги
Стороны конфликта: жители Волгограда, власти Волгограда и области.
Обращение к президенту РФ с просьбой повлиять на плохое качество волгоградских дорог, жители города разместили на сайте change.org. Волгоградцы пожаловались Владимиру Путину на огромные ямы и выбоины, которые буквально «окружили» город-герой. По словам авторов петиции, больше всего автовладельцев возмущает тот факт, что периодически проводится масштабный ремонт. Вот только лучше состояние магистралей не становится. Как уточняют составители документа, не оправдались надежды ни на недавно возглавившего область губернатора, ни на ремонтные работы, прошедшие прошлой осенью. Ситуация на дорогах города по-прежнему ужасающая. Уточним, что кроме президента РФ, письма с петицией были направлены губернатору Волгоградской области, в комитет транспорта и дорожного хозяйства.
Мнение эксперта
Инна Прихожан, политолог:
«Бесспорно, ситуация на дорогах критическая. И даже дорожные работы, выполнявшиеся прошлой осенью, не смогли серьезно на нее повлиять. Что касается самого механизма решения проблемы в виде обращения президенту РФ, то в данном случае я сомневаюсь в его эффективности. Мне кажется подобран не тот инструмент, если речь идет о ремонте дорог, а не о формировании общественного мнения. Добавлю, что я с большим подозрением отношусь к подобного рода акциям, проходящим в предвыборные годы. Если же организаторы акции всерьез вознамерились добиться качественного ремонта дорог, то нужно подбирать другие инструменты. Более действенным в данном случае было бы создание группы известных общественников, которые разработали бы конкретные предложения по решению проблемы и и вышли с данной инициативой на диалог с муниципальной и региональной властью, а также правительством».