Top.Mail.Ru
Общество
Сибирский ФО
0

Иркутской ГЭС славное море оказалось по колено

Власти и ученые бьют тревогу из-за обмеления Байкала, однако в Иркутске ситуацию не считают катастрофической

В центре внимания общественности вновь оказалось озеро Байкал. Правительство приняло решение ввести режим повышенной готовности к ЧС на прилегающих к водоему территориях. По последним сообщениям, приток воды в озеро в прошлом году сократился более чем на треть относительно среднегодовых показателей за последние 110 лет.

В центре внимания общественности вновь оказалось озеро Байкал. Правительство приняло решение ввести режим повышенной готовности к ЧС на прилегающих к водоему территориях. По последним сообщениям, приток воды в озеро в прошлом году сократился более чем на треть относительно среднегодовых показателей за последние 110 лет. При этом за минувшие 12 месяцев уровень воды в Байкале снизился на 40 сантиметров и сегодня находится на критической отметке 456,08 метра над уровнем моря при минимальном допустимом показателе 456 метров. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Об аномалии в Минприроды РФ в середине января сообщили власти Бурятии. По словам замминистра природных ресурсов республики Александра Лбова, дальнейшее падение уровня воды приведет к обмелению колодцев, которыми пользуются порядка 70 тысяч жителей прибрежной зоны. Кроме того, чиновник не исключает риска возникновения пожаров из-за осушения прилегающих к Байкалу торфяников, а также снижения популяции омуля.

В Байкальском институте природопользования (БИП) СО РАН, находящемся в Улан-Удэ, резкое падение уровня воды на Байкале отмечали весь прошлый год. По словам директора БИП Ендона Гармаева, на ситуацию повлияли сразу несколько факторов. Во-первых, засушливое лето. Во-вторых, уменьшение объемов притока основной артерии Байкала – реки Селенги, в верховьях которой (в Забайкальском крае) много лет активно ведется вырубка леса. В-третьих, по мнению специалистов БИП СО РАН, окончательно усугубили ситуацию экологические проблемы в регионе. Речь идет о ведущейся в Иркутске водохозяйственной деятельности, в частности со стороны Иркутской ГЭС. В Улан-Удэ уверены, что лишь сокращение пропуска воды через гидроэлектростанцию на Ангаре позволит остановить катастрофу. Власти Бурятии придерживаются той же позиции и требуют сократить объемы работы соседней ГЭС, ссылаясь на ФЗ «Об охране озера Байкал» и постановление правительства об установленном минимальном уровне воды в пределах 457–456 метров над уровнем моря.

В свою очередь в Иркутске ситуацию на Байкале описывают иначе, заявляя, что уровень воды находится в пределах нормы, а специалисты местной ГЭС предпринимают необходимые шаги для предотвращения возможных рисков для окружающей среды. Об этом «ФедералПресс.Сибирь» рассказал директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачев. «Ничего страшного на Байкале пока не происходит: грамотные действия инженеров, которые регулируют работу и Иркутской ГЭС, и всех других гидроэлектростанций, одобрены, – заявил Михаил Грачев. – Уровень воды в Байкале опускается и поднимается так, как ему и положено. Пока непосредственной угрозы нет. Те меры, которые нужно принять на водозаборах и в Ангарске, будут приняты в скором времени».

Надо отметить, что его коллега из Бурятии указывает на изношенность материальной базы большей части объектов по водозабору в Иркутской области, что свидетельствует о необходимости гораздо более объемного забора воды для обеспечения всех мощностей. Тем временем в Москве уже подсчитывают траты на восстановление экосистемы Байкала. Так, по данным комитета Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, предварительный общий ущерб от обмеления озера составил 24 млрд рублей. «Сейчас мы попросту оказались поставлены перед фактом – Байкал обмелел. Гибнет кормовая база для рыб, рыба уходит из близлежащих водоемов, под угрозой существование байкальской нерпы, – отметил председатель комитета ОП РФ Сергей Чернин в разговоре с корреспондентом экспертного канала. – При этом весь прошлый год, в течение всех маловодных месяцев, никто не сообщал об угрожающей ситуации на Байкале. Только сейчас стало ясно, что объемы воды, пущенные через плотину Иркутской ГЭС прошлой весной, были чрезмерными. Как такое вообще стало возможным – вот главный вопрос».

Справка «ФедералПресс.Сибирь»:

Байкал – самое глубокое пресноводное озеро на планете. В 1996 году вошло в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Водоем является крупнейшим резервуаром питьевой воды – около 20 % от общих запасов на Земле. В озеро впадает 336 рек, и лишь одна – Ангара – вытекает из него. Исследователи отмечают уникальность флоры и фауны  как в самом Байкале, так и на прибрежных территориях. В 2011 году кандидат географических наук и член Русского географического общества Леонид Колотило в одной из своих статей перевел ценность байкальской воды в денежный эквивалент: при расчете 1 цент за литр цена Байкала-резервуара составила 236 трлн долларов США. Надо отметить, что необычайно быстрые изменения уровня воды в озере происходят регулярно. В 2010 году, например, местные жители с удовольствием рассказывали туристам о том, что Байкал их потеснил, выйдя из прежних берегов на 1,5–4 метра.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.