МОСКВА, 19 мая, РИА ФедералПресс. Около 20 регионов России находятся на грани дефолта – муниципальные власти с 2009 года больше средств направляли на социальное финансирование. Такая политика, на фоне кризиса, привела к большому дефициту бюджетов регионов.
МОСКВА, 19 мая, РИА ФедералПресс. Около 20 регионов России находятся на грани дефолта – муниципальные власти с 2009 года больше средств направляли на социальное финансирование. Такая политика, на фоне кризиса, привела к большому дефициту бюджетов регионов.
Сокращение социальных расходов бюджетов неизбежно, считают Наталья Зубаревич и Елена Горина – специалисты из Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, передают «Ведомости».
С 2009 по 2014 года рост номинальных расходов бюджетов вырос на 43 %, в то время как объем финансирования социальных расходов был практически вдвое выше (вырос с 49 до 62 %). Таким образом, к 2014 году дефицит бюджетов 47 регионов составил практически половину их доходов. При этом, чтобы не снижать финансирование социальных статей бюджета, региона набрали в три раза больше долгов, а остальные расходы попытались оптимизировать. Эксперты говорят, что сокращение соцстатей бюджета затронет не только дефицитные бюджеты, но и высокодотационные и развитые регионы – процесс сокращения уже идет.
Удержать ситуацию под контролем удалось лишь самым богатым регионам – Москве, Сахалину, Тюменской области и Ямало-Ненецкому округу – доля соцрасходов составила менее 50 % бюджета. Чуть менее трех четвертей бюджета соцрасходы заняли в высокодотационных регионах кавказских республик – в Ульясновской области расходы выросли с 49 до 70 % бюджета (региону пришлось выбирать между поддержкой экономики и бюджетниками). В Белгородской области поддержка экономики сократилась с 38 до 30 % бюджета (при возрастании финансирования социальных расходов).
Эксперты поделили регионы по уровню долговой нагрузки, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в общем долге региона на пять групп: «богатые» – нефтедобывающие и федеральные города (9 регионов); «более ответственные» – 12 регионов с относительно низким долгом; «середняки» – 33 региона с большими долгом и дефицитом. Девять экономически слаборазвитых регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к «высокодотационным». Еще 20 регионов – сейчас находятся в состоянии дефолта.
В последнюю группу отнесены регионы с пониженной бюджетной обеспеченностью, высоким долгом ( вдвое выше средних 33,5 % от доходов) и высоким дефицитом. Например, к этой группе относятся Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20 %, при общем уровне долга в 80 %. Схожая ситуация в Костромской, Смоленской области и Мордовии с долгом более 100 % доходом. На Чукотке долг составляет 125 %.
Зубаревич отмечает, что с прошлого года в регионах идет сокращение социальных расходов (приблизительно с 23 до 18 %). Правительство направляет помощь лишь тем регионам, куда выстроены геополитические приоритеты – регионы Дальнего Востока, Кавказа и Крыма.
Из-за быстрого роста расходов по социальным статьям и одновременного сокращения выделения средств из госбюджета, долговая нагрузка перераспределилась в сторону региональных бюджетов (муниципальные власти вынуждены тратить 51 % от всех расходов вместо бывших 45). Оказавшись в бюджетном кризисе, власти были вынуждены сократить финансирование других статей расходов, попутно наращивая долги. В первую очередь пострадала сфера ЖКХ (в среднем на 6 % за год), а затем национальная экономика. В 2014 г. пришла очередь социальных расходов: девять регионов сократили расходы на образование, восемь – на социальную политику, два – на здравоохранение (Мордовия и Чукотский АО, имеющие максимальную долговую нагрузку).
Эксперты считают, что сокращение финансирования социальной сферы, в том числе индексации зарплат бюджетникам рискованно для губернаторов, которым предстоит избираться. При этом вынужденное сокращение грядет и для богатых регионов, в которых даже малейшее сокращение социальных гарантий может острее восприниматься населением.
«ФедералПресс» напоминает: в начале марта Министерство финансов опубликовало отчет, согласно которому, государственный долг регионов России за год вырос в среднем на 20 процентов. Объем задолженности, по примерны подсчетам составил 2,089 трлн рублей. Позднее президент России Владимир Путин поручил правительству и ЦБ разработать комплекс мер по рефинансированию долгов регионов, а также выделению новых займов для покрытия дефицитов бюджетов (в рефинансирование было решено включить и коммерческие долги регионов).
К 17 марта регионы уже получили дополнительных 148 миллиардов рублей в качестве бюджетных кредитов. Процентная ставка по таким кредитам составила 0,1 % годовых.
В целом ситуация с дефицитом бюджета в российских регионах не радужная. К примеру, по состоянию на 20 апреля текущего года, госдолг Красноярского края приблизился к отметке в 80 млрд рублей, при этом увеличившись на 10 миллиардов лишь за первые три месяца 2015 года.
Госдолг среднего Урала на 1 января 2015 года составил 49,7 миллиардов рублей (при 55 планируемых). Депутаты законодательного собрания Архангельской области и вовсе попросили министра финансов Антона Силуанова списать часть долга, поскольку объем задолженности за 7 лет (с 2008 года) вырос в 16 раз – с 2 до 32 млрд рублей.