Персона генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева стала камнем преткновения реструктуризации предприятия, инициированной собственником – ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Коллектив «Авиадвигателя» отстаивает своего руководителя: направляет обращение к президенту РФ Владимиру Путину, «грозит» многотысячным митингом. Сам г-н Иноземцев отправился с рабочим визитом в Москву.
Персона генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева стала камнем преткновения реструктуризации предприятия, инициированной собственником – ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Коллектив «Авиадвигателя» отстаивает своего руководителя: направляет обращение к президенту РФ Владимиру Путину, «грозит» многотысячным митингом. Сам г-н Иноземцев отправился с рабочим визитом в Москву. В конфликт вовлечены краевые власти: губернатор Пермского края Виктор Басаргин и глава правительства Геннадий Тушнолобов. Именно с ними генеральный директор ОДК Владислав Масалов обсуждает кадровый вопрос предприятия, напрямую связанный с лишением полномочий директора на «Авиадвигателе» Александра Иноземцева. Между тем, ситуация скорее всего прояснится на следующей неделе, когда будет опубликован протокол решения совета директоров предприятия. Однако, уже сейчас многие факты предопределяют решение не в пользу Иноземцева. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Сегодня, 11 апреля состоялось собрание сотрудников ОАО «Авиадвигатель» в поддержку генерального конструктора Александра Иноземцева. Согласно директиве генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» (он же председатель совета директоров «Авиадвигателя») Дмитрия Лёликова, предполагается изменить структуру управления пермским предприятием. В частности, выделить из полномочий генерального конструктора функции директора. Собственники завода планируют поставить во главе «Авиадвигателя» Сергея Попова (ныне действующий директор ОАО «Пермский моторный завод» – ПМЗ), а должность генконструктора, который займется только контролем за технологией разработки и производства, оставить за г-ном Иноземцевым.
Сотрудники предприятия опасаются, что таким образом будет развалено конструкторское бюро, а разработка перспективного двигателя ПД-14, не имеющего аналогов в России, будет свернута. Пока коллектив провел только собрание, насчитавшее, по словам очевидцев, порядка двух тысяч человек. Принято решение, что в случае, если на предприятии все-таки сменится руководство, рабочие выйдут на полноценный митинг. Это решение сотрудники приняли единогласно.
Собственники предприятия – ОАО УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) – не понимают рвения коллектива. В пресс-службе компании корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» пояснили, что на данный момент никакого решения не принято, и подобное собрание они не поддерживают. «Собрание директоров, на котором должен быть решен вопрос о смене структуры управления, пройдет в заочной форме. Скорее всего, протокол появится даже не сегодня, а в течение недели».
Стоит отметить, о предопределенности решения ограничить полномочия Александра Иноземцева говорит состав совета директоров: из восьми человек, только Алексей Михалёв – экс-руководитель Пермского моторного завода в теории может представлять интересы действующего руководства, остальные члены – заинтересованные лица, представители «Оборонпрома» и ОДК».
Первый раз краевым властям удалось «отсрочить» смещение с должности руководителя г-на Иноземцева. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин в феврале проводил встречу с генеральным директором ОДК Владиславом Масаловым по поводу смены топ-менеджера Пермского моторостроительного комплекса. Тогда с должности моторного завода ушел Алексей Михалёв, а его место занял Сергей Попов. Собственники планировали поставить Попова во главе всего комплекса, включая и «Авиадвигатель». Виктор Басаргин посоветовал предоставить план оздоровления ПМЗ, а Иноземцева «не трогать».
Сегодня, 11 апреля, также состоялась встреча краевого главы и г-на Масалова. Разговор, по всей видимости, состоялся конфиденциально. На встрече не присутствовал ни глава правительства Геннадий Тушнолобов, ни вице-премьер Алексей Чибисов, ни министр промышленности, предпринимательства и торговли Кирилл Хмарук.
В пресс-службе ОДК корреспонденту «ФедералПресс.Приволжье» пояснили, что речь шла о дальнейших планах развития моторостроительного комплекса. В частности говорили и о плане оздоровления Пермского моторного завода. Пресс-секретарь ОДК Анастасия Денисова отметила, что разговор не касался темы лишения полномочий директора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева.
В поддержку генерального конструктора говорит и направленное письмо президенту РФ Владимиру Путину от коллектива предприятия (приводится на сайте «Авиадвигателя»). Сбор подписей сотрудников под обращением уже начался. В письме заявлено, что согласно декларируемой реструктуризации Иноземцева отстранят от финансовой, кадровой, правовой и охранной деятельности, что может привести к плачевным последствиям. «Все это говорит о произволе управленцев и целенаправленном разрушении производства, в частности разработки двигателя ПД-14. «Руководители Оборонпрома и ОДК неоднократно заявляли о своей приверженности к организации в РФ предприятий по отверточной сборке иностранных продуктов и превращении РФ в поставщика компонентов третьего уровня» – говорится в письме.
А что касается плана оздоровления ПМЗ со стороны ОАО «НПО «Сатурна», то это, как считают подписавшиеся, миф, так как финансовые показатели пермских предприятий превосходят показатели рыбинского завода. В данном случае, «Сатурн» выступает как очередной посредник – потребитель государственных денег. «ОАО «УК «ОДК», как головной исполнитель проекта создания ПД-14, ежегодно получает из бюджета государства миллиардные суммы на реализацию проекта. После того, как эти средства проведут на счетах ОАО «УК «ОДК» некоторое время, деньги направляются головному разработчику ОАО «Авиадвигатель», осуществляющему работы по проекту. С января 2013 года ОДК передала функцию управления «Авиадвигателем» НПО «Сатурн» – российскому изготовителю французских двигателей Sam-146 (Приказ генерального директора УК «ОДК» Масалова В.Е.№ 239 от 09.10.2012 г.) Теперь государственные средства будут проходить через счета еще одного посредника» – говорится в письме.
В свою очередь пресс-служба «Оборонпрома» дала официальный ответ на письмо коллектива «Авиадвигателя» Владимиру Путину (документ публикует издание «Новый компаньон»). В письме собственники отмечают, что корпорация идет по пути опыта зарубежных компаний – коллег, где никто не знает имен главных конструкторов, и бороться за выживание КБ не стоит, время не то. «Теперь ситуация изменилась: бороться за выживание уже не надо. Ситуация при которой генконструктор совмещал должность гендиректора - менеджера, продавца, хозяйственника - это пережиток прошлого<> Никто не знает имен конструкторов иностранных двигателей и вертолетов и тем более никто из зарубежных коллег-конструкторов Александра Иноземцева не возглавляет ни Pratt & Whitney, ни General Electric, однако компании, в которых эти конструкторы работают, являются мировыми лидерами. Объединенная Двигателестроительная Корпорация также идет по этому пути. И разделение конструкторских и управленческих функций на «Авиадвигателе» – логическое продолжение начатых преобразований».