Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

Красноярские комбайны окончательно проиграли битву за урожай

Единственный за Уралом комбайновый завод переводится в Чебоксары. Восемьсот человек остались на улице

Судьба Красноярского завода комбайнов решилась на днях. Единственное за Уралом производство комбайнов осенью 2013 года будет перенесено в Чувашию. Представители краевых властей не спешат делать из этого трагедию. Главное для них – смягчить социальные последствия для 800 высвобождающихся работников.

Судьба Красноярского завода комбайнов решилась на днях. Единственное за Уралом производство комбайнов осенью 2013 года будет перенесено в Чувашию. Представители краевых властей не спешат делать из этого трагедию. Главное для них – смягчить социальные последствия для 800 высвобождающихся работников. Мэрия Красноярска планирует побороться с владельцами предприятия за участок в 65 гектаров в центре города, где сейчас располагается завод. Сибирские аграрии уверены, что на них закрытие завода вряд ли отразится: комбайны «Енисей» морально устарели. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Дело о банкротстве ОАО «Производственное объединение Красноярский завод комбайнов» (КЗК) было прекращено во вторник, 19 февраля, судьей регионального арбитража Ольгой Федориной. Истцом была клининговая компания «БытСервис-КЗК». В настоящее время опубликована лишь резолютивная часть решения. Но, как стало известно «ФедералПресс.Сибирь», дело прекращено из-за отказа истца от претензий к предприятию. Вместе с тем, в суде по-прежнему находятся еще девять дел в отношении КЗК.

Предприятие – фактически единственное производство комбайнов за Уралом – было основано в 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения. Сначала оно выпускало снаряды, мины и минометы, затем запчасти к сельскохозяйственным машинам, а с 1944 года, собственно, комбайны. Пик производства пришелся на 1986 год, когда было произведено 16,5 тыс. сельхозмашин под известной маркой «Енисей», в 2012 году завод выпустил всего 222 единицы.

В последние годы КЗК принадлежал концерну «Тракторные заводы», созданному предпринимателем Михаилом Болотиным в 90-х годах. На минувшей неделе в рамках Красноярского экономического форума руководство концерна подтвердило планы его закрытия осенью этого года. Производства комбайнов из Красноярске предполагается перенести в Чебоксары, где расположена штаб-квартира «Тракторных заводов». Как поясняют специалисты, причиной стала нерентабельность завода: несколько последних лет он работал в убыток. Согласно отчетности предприятия на 31 декабря 2011 года кредиторская задолженность составляла около 3,1 млрд рублей, в основном краткосрочная. При этом поступления от продажи продукции в тот год составили около 690 млн рублей.

Как сообщил «ФедералПресс.Сибирь» депутат Законодательного собрания края Артем Черных, все зависит от стратегии, которую изберут региональные и местные власти. «С одной стороны, в городе исчезнет почти тысяча рабочих мест, уйдут узкие специалисты машиностроения, – подчеркнул парламентарий. – В крае до сих пор используют комбайны «Енисей»: их нужно ремонтировать, нужны запчасти, их придется везти издалека. То есть, возрастут издержки. С другой стороны, сельское хозяйство в Сибири – экстремальное, и всегда выживало за счет дотаций и помощи от государства. И вопрос лишь в том, насколько успешно власти в новых условиях выстроят механизм предоставления аграриям субсидий».

По информации депутата, в регион уже активно «заходят» дилеры итальянской сельхозтехники, которая надежней и современней. Планируется также, что в связи с этим будут создаваться линии по ремонту и производству запасных частей. А это и новые рабочие места, и более эффективная работа отрасли земледелия. К тому же, опрошенные «ФедералПресс.Сибирь» аграрии довольно критично относятся к «Енисеям», считая их «морально устаревшими» и не слишком производительными. Из отечественной техники они предпочитают комбайны линеек «Дон» и «Вектор» завода «Ростсельмаш».

В краевом министерстве промышленности и торговли сообщили «ФедералПресс.Сибирь», что не намерены драматизировать уход КЗК с местного рынка. По данным ведомства, в последние годы доля реализуемой продукции предприятия в регионе составляла около 20 %. Большинство аграриев края отдавало предпочтение импортной технике.

«Понятно, что главной проблемой станет высвобождение работников, – согласилась представитель регионального Минпромторга Ольга Аромян. – Но мы к этому уже готовимся. По поручению вице-губернатора Андрея Гнездилова подготовлена программа, призванная поддержать людей и смягчить процесс сокращения, которое, кстати, идет плавно и не вызывает социальных потрясений. К наиболее квалифицированным специалистам проявляют интерес предприятия оборонного комплекса. Тем, кому необходимо получить другую специальность, переучиться и трудоустроиться, такая возможность будет предоставлена. Мы рассчитываем справиться с этой задачей».

Закрытие завода может породить конфликт вокруг участка, где располагается площадка КЗК. Большой участок находится на набережной в самом центре Красноярска, в нескольких минутах езды от площади Революции и здания регионального правительства. Как сообщили корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» в департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска, владельцы завода использовали землю на правах аренды и сейчас требуют, чтобы им позволили ее выкупить. По федеральному законодательству, собственники строений имеют на это право.

Вместе с тем, в соответствии с генеральным планом Красноярска эти территории обозначены как «места общего пользования». Градостроительный и Земельный кодекс РФ запрещают их продавать. И мэрия отказывается это делать. Собственники предприятия не согласны и намерены отстоять свое право в суде. Комментировать судебные перспективы этого спора в администрации не стали. Городские власти указывают только, что владельцы КЗК один процесс по этому вопросу уже проиграли.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.