Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

Тува ищет вход в центральноазиатский транспортный коридор

В Улан-Баторе состоялись официальные переговоры главы республики Кара-оола с премьер-министром Монголии

Тува намерена с помощью Монголии интегрироваться в сеть трансконтинентальных транспортных коридоров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Этот вопрос стал одним из ключевых на официальной встрече главы Тувы Шолбана Кара-оола с премьер-министром Монголии Норовыном Алтанхуягом, состоявшейся 22 марта в Улан-Баторе.

Тува намерена с помощью Монголии интегрироваться в сеть трансконтинентальных транспортных коридоров Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Этот вопрос стал одним из ключевых на официальной встрече главы Тувы Шолбана Кара-оола с премьер-министром Монголии Норовыном Алтанхуягом, состоявшейся 22 марта в Улан-Баторе. Республика, в частности, предложила монгольским властям объединить усилия по скорейшему переводу в статус многостороннего перехода автомобильного пункта пропуска (АПП) Хандагайты (Россия) – Боршо (Монголия), который работает пока только в двустороннем режиме. Предложение Тувы предполагает реконструкцию АПП под необходимые для этого статуса технические параметры, а также приведение в соответствие государственных правовых актов. Новый статус даст возможность открыть Хандагайты – Боршо для перевозок не только между Монголией и Россией, но и третьими странами. Премьер-министр Монголии со своей стороны подчеркнул, что вопрос о придании данному пункту пропуска международного статуса отражен в программе правительства Монголии на 2012–2016 годы и заверил о скором его претворении в жизнь. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Республика уже добилась принятия ряда основных решений на федеральном уровне для продвижения этого проекта, – сообщили в Агентстве внешнеэкономических связей Тувы, которое готовило встречу премьеров. – Его юридическая сторона Россией практически решена. По ходатайству Шолбана Кара-оола в рамках подписанного в 2007 году межправительственного российско-монгольского соглашения изменена классификация пропускного пункта».

Теперь, чтобы АПП заработал в многостороннем режиме, необходимо довести технические характеристики пункта до международных требований. Стоимость реконструкции российской половины терминала оценивается в 716 млн рублей. Тува, по словам премьера республики, подала заявку на включение объекта в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 гг.)». Параллельно идет поиск и других источников финансирования.

Еще большую актуальность проекту придает недавнее решение правительства РФ о перенаправлении федеральной трассы М-54 на автомобильный пункт пропуска Хандагайты – Боршо, пролоббированное властями Тувы. По расчетам специалистов, изменение маршрута автомагистрали позитивно скажется на ее качестве и способно в разы повысить востребованность АПП со стороны международных перевозчиков.

Открытие многостороннего режима пункта пропуска позволит создать с помощью автодороги Хандагайты (Россия) – Улангом (Монголия) – Ховд (Монголия) – Урумчи (КНР) кратчайший маршрут для автомобильного выхода в трансконтинентальный транспортный коридор Европа – Западный Китай. Значение тувинского «окна» из Азии в Европу многократно возрастает с включением Тувы в Транссиб через железную дорогу Кызыл – Курагино, которая, не сомневается глава республики, будет построена.

Шолбан Кара-оол и Норовын Алтанхуяг обсудили также ряд других вопросов сотрудничества между регионами. Глава Тувы, в частности, сообщил монгольскому премьеру о своих инициативах по дальнейшему упрощению сообщения через российско-монгольскую границу. Правительство РТ, в частности, внесло предложение убрать излишние бюрократические барьеры из процедуры выдачи разрешений на разовое пересечение границы для россиян, проживающих в приграничных районах. Сегодня им для оформления разового пропуска приходится предъявлять вызов от монгольских родственников, а также собирать справки о родстве.

Шолбан Кара-оол считает эти требования избыточными и предлагает ограничить перечень необходимых для разовой поездки документов заявлением и паспортом. Премьер Тувы попросил г-на Алтанхуяга поддержать его предложение на очередном заседании Межправительственной комиссии по российско-монгольскому сотрудничеству.

На встрече были также подняты вопросы сотрудничества между Тувой и Монголией по отдельным направлениям. Шолбан Кара-оол передал премьеру Монголии просьбу как монгольских, так и тувинских фермеров о снятии запрета на экспорт баятской породы овец. В Туве с 1992 года ведется работа по улучшению породы брендовой тувинской короткожирнохвостой овцы, в том числе с помощью скрещивания со знаменитыми баятскими баранами, отличающимися более высокой продуктивностью, качеством шерсти и другими параметрами. Многолетние усилия селекционеров могут прерваться в связи с введенными монгольской стороной ограничениями на вывоз породистых животных. Минсельхозпрод Тувы, в частности, просит о разрешении на закуп и вывоз четырех тысяч ярочек и 400 производителей-баятов из племенных хозяйств Убсунурского аймака.

Шолбан Кара-оол также сообщил о возрастающем интересе тувинской молодежи к обучению в вузах Монголии. В настоящее время в Улан-Баторе учатся 44 студента из Тувы. Глава республики предложил правительству Монголии в контексте предстоящего подписания нового российско-монгольского соглашения учесть возможность выделения в структуре общей квоты Российской Федерации 40 бюджетных мест в монгольских вузах специально для юношей и девушек из Тувы.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.