Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

«КрасАвиа» и чудовище

Малой авиации Красноярского края грозит передел рынка: госпредприятие столкнулось с сильным соперником

В Красноярске вновь заговорили о проблемах малой авиации – на этот раз поводом стал недавний пожар, в результате которого в Кодинске сгорело деревянное здание местного аэропорта. Здания малых аэропортов региона давно обветшали, а средств на их модернизацию у главного эксплуатанта, госпредприятия «КрасАвиа», нет и не предвидится. Компания по-прежнему несет вынужденные расходы на содержание аэропортов.

В Красноярске вновь заговорили о проблемах малой авиации – на этот раз поводом стал недавний пожар, в результате которого в Кодинске сгорело деревянное здание местного аэропорта. Здания малых аэропортов региона давно обветшали, а средств на их модернизацию у главного эксплуатанта, госпредприятия «КрасАвиа», нет и не предвидится. Компания по-прежнему несет вынужденные расходы на содержание аэропортов. Ситуацию усугубляет появление на региональном рынке нового игрока – ООО «Восток Авиа», которое, несмотря на весьма скромные данные, весьма уверенно начало отбирать выгодные госзаказы у старожилов. По неофициальной информации, успехи компании объясняются покровительством высокопоставленной чиновницы краевого правительства. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Кому надо, тот знает, – заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Сибирь» сегодня, 29 июля, представитель одной из авиационных компаний Красноярья, пожелавший остаться неизвестным. – Везде, где выделяются бюджетные деньги, находятся желающие их «освоить». А когда еще есть и чиновничья крыша…»

Новейшая история малой авиации Красноярского края не была усыпана розами. Множество проблем достались региону в наследство от советских времен в виде аэропортового комплекса местного значения, который обветшал еще десятилетия назад. Большинство местных аэропортов находится на балансе созданного в 2002 году ГП «КрасАвиа». И для него это фактически благотворительность. Внутрирегиональные перевозки – не тот вид авиаперевозок, на котором можно серьезно заработать. Так что и взяться дополнительным средствам на модернизацию у госпредприятия не откуда.

Как сообщал ранее «ФедералПресс.Сибирь», в 2009 году тогдашний губернатор Красноярского края Александр Хлопонин обратился в федеральные структуры с предложением объединить все малые аэропорты региона, в том числе находящиеся в краевой собственности, в одно федеральное предприятие с соответствующими источниками финансирования. Однако этот вопрос до сих пор не решен.

«Проблема известна, возникла она на федеральном уровне, и на этом же уровне ее надо решать», – считает председатель комитета по промышленности краевого законодательного собрания Анатолий Матюшенко.

Однако часть проблем «КрасАвиа» имеет и чисто региональное происхождение. В прошлом году на местном рынке появился новый перевозчик, ООО «Восток Авиа», который начал ломать сложившийся статус-кво. В частности, ему перепала значительная часть заказов от краевого Лесопожарного центра на различные услуги (тушение пожаров, патрулирование, обучение кадров). По итогам 2012 года, например, «Восток Авиа» досталось около 72 млн рублей. В этом году – еще около 60 млн рублей. Фактически это средства, которые недополучил их привычный адресат, – «КрасАвиа».

В регионе долгие годы действовал механизм, по которому госпредприятие выполняло важные социальные функции, сознательно теряя в доходах. Но часть из них оно компенсировало именно за счет госзаказов. «Частная авиакомпания не будет возить людей до Хатанги или Диксона, поэтому здесь нам нужен свой надежный перевозчик. Такой сейчас есть. Конечно, хотелось бы, чтобы работали свои на этом рынке», – заявил депутат ЗС Николай Фокин.

Ссылки на честную конкурентную борьбу кажутся обоснованными только на первый взгляд. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Восток Авиа» имеет уставный капитал в 10 тыс. рублей. Что уже наводит на определенные мысли. Зарегистрирована авиакомпания в Советском районе Красноярска в торговом центре. Попытки «ФедералПресс.Сибирь» выйти на офис «Восток Авиа» по данному адресу успехом не увенчались. Более того, в собственном авиапарке ООО находится только один «Ан-2» 1987 года выпуска. Каким образом она может вызывать большее доверие, нежели компании с солидным авиапарком, работающие не один десяток лет, можно только догадываться.

Впрочем, для непосредственных участников рынка, число которых не так велико, и все у всех на виду, это вовсе не секрет. Сразу несколько источников «ФедералПресс.Сибирь» заявили, что к успехам ООО «Восток Авиа» причастна бывший вице-губернатор Красноярского края, экс-глава Красстата Татьяна Давыденко, которая с 2011 года возглавляет региональную Счетную палату. Чиновница начала делать карьеру еще на рубеже веков при ныне покойном губернаторе Александре Лебеде. И ее влияния хватает на то, чтобы лес в крае тушила «правильная» компания.

В распоряжении «ФедералПресс.Сибирь» оказались документы, которые свидетельствуют о том, что информация доходила и до действующего губернатора Льва Кузнецова, но за руку никого поймать не удалось. Деятельность «Восток Авиа» в апреле 2013 года изучал начальник контрольного управления при губернаторе, бывший прокурор Красноярска Владимир Часовитин, который выяснил, что учредителями ООО являются три физических лица, среди которых Давыденко отсутствует. Впрочем, как поясняют наши источники, гендиректором и совладельцем «Восток Авиа» является сын бывшего чиновника Счетной палаты края.

«Для Красноярского края развитие малой авиации – вопрос принципиальный, – уверен депутат заксобрания от Эвенкии Анатолий Амосов. – Связь с материком жителей Севера издавна была важнейшей социальной задачей. Все понимают, что сама по себе малая авиация не выйдет из кризиса. Она же не туристов в Таиланд возит. Но нужны помощь и внятная политика со стороны государства».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.