Рыбная тема в последние две недели стала одной из самых главных на Дальнем Востоке. Всему виной – «красное золото» Камчатки и цена, которую на красную икру устанавливают местные промышленники – уже 2200-2500 рублей за килограмм. Рост составил около 70 %
Рыбная тема в последние две недели стала одной из самых главных на Дальнем Востоке. Всему виной – «красное золото» Камчатки и цена, которую на красную икру устанавливают местные промышленники – уже 2200-2500 рублей за килограмм. Рост составил около 70 %, по этим ценам приобрести икру может себе позволить не каждый житель рыбной житницы страны. Рыбаки сетуют на плохую путину. Эксперты рыбной отрасли при этом утверждают, что более серьезного роста цен на икру из-за этого ждать не стоит, а двукратное снижение вылова объясняют плохой погодой в 2012 году. Власти надеются на рыбоводные заводы и искусственное воспроизводство лосося. Подробности – в материале «ФедералПресс.Дальний Восток».
Две – две с половиной тысячи рублей за килограмм. Такие ценники сейчас можно найти на рынках Петропавловска-Камчатского на посуде с красной икрой кеты, чавычи и нерки, произведенной в 2013 году. Причем год назад тот же товар здесь можно было купить и за тысячу, и даже месяц назад всего по 1,5 тыс. рублей. Жители Камчатского края удивлены резким ростом цен. Местные коммерсанты сваливают все на неудачную путину. О том, что «большая рыбалка», стартовавшая в мае, оказалась в итоге маленькой, сейчас на Камчатке не говорит лишь ленивый. У многих на полуострове родственники каждый год уезжают на заработки на береговые заводы, а сейчас многие из них уже вернулись домой с пустыми карманами. Рыбы нет.
О том, что путина 2013 года не будет рекордной, еще на прошлой неделе признал министр рыбного хозяйства Камчатского рая Владимир Галицын. «Сейчас в Карагинской подзоне добыто только 25,5 тыс. тонн горбуши, хотя прогноз был более 66 тысяч. Это значительно ниже объемов 2011 года, когда в конце июня на востоке Камчатки было добыто уже свыше 90 тыс. тонн этой рыбы», – сказал вице-губернатор
По его словам, добывающий флот постепенно сворачивает работу на промысле в Карагинской подзоне. Однако, по словам министра, не исключено, что в ближайшее время горбуша еще подойдет к восточному побережью полуострова. Владимир Галицын отметил, что ситуация с добычей других видов лососевых на восточном побережье заметно лучше.
«Очень неплохо идет рыбалка в Усть-Камчатском районе края, где отмечаются хорошие показатели по добыче нерки. Если в 2011 году они составили 8,3 тыс. тонн, то на сегодняшний день это – 13,4 тыс. тонн, и рыбалка там еще продолжается», – заявил глава краевого минрыбхоза.
По оценкам региональных властей, лососевая путина 2013 года не станет рекордной для Камчатки, как в 2009 и 2011 годах. «Лососевая путина в крае сейчас в самом разгаре, и хотя рекордных уловов не ожидается, объем добычи рыбы на полуострове, будет достаточным, чтобы загрузить основные береговые перерабатывающие мощности и промысловый флот Камчатки», – добавил министр.
Как сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, по состоянию на 29 июля вылов лосося на Дальнем Востоке составил 130 тыс. тонн – существенно меньше, чем в 2011 году (цикл составляет два года). За счет слабых подходов горбуши в Карагинскую подзону, общий вылов на Камчатке, по данным федерального ведомства, составил 48 % к уровню двухлетней давности – всего 84 тыс. тонн. В то же время по нерке квоты уже почти выбраны. В настоящее время ученые рассматривают возможность их повышения. Возможно, общий рост вылова в Сахалино-Курильской зоне за счет подхода новых скоплений горбуши.
При этом, по мнению исследователей из Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, ситуация этого года обусловлена прежде всего естественными причинами – «изменениями климато-океанологических условий, как в глобальном, так и региональном масштабе».
«Низкая выживаемость горбуши, скатившейся в прошлый год в Берингово море при крайне неблагоприятных условиях (долго стоявший лед, холодная вода, поздняя вегетация, бедная кормовая база), привела к высокой смертности в ранний морской период, наиболее критичный для последующего возврата, и к слабым подходам этого вида лосося к восточному побережью Камчатки, – заявила «ФедералПресс.Дальний Восток» заведующая лаборатории экологии и промысла тихоокеанских лососей ВНИРО Наталия Кловач. – Горбуша живет всего два года, в том числе в море чуть больше года. Остальные виды лососей живут в море от двух до шести лет, а стало быть, те из них, что вернулись на нерест в этом году, скатились два-шесть лет тому назад. И прошлогодние неблагоприятные (для беринговоморских стад в первую очередь) условия на них никак не сказались. Вот почему нерка, кета восточной Камчатки в этом году демонстрируют хорошие подходы».
Как сообщал «ФедералПресс.Дальний Восток», в Росрыболовстве выражают уверенность, что значительного роста цен на рыбу и икру не будет. С этим же согласен и заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников. «Меньшие уловы и меньшие объемы выхода икры предполагают некоторый рост цен, но выше определенного уровня они подняться не могут, так же, как не могут безостановочно расти цены на любые товары премиум-класса», – уверяет эксперт.
Он предположил, что привлечение повышенного внимания к этой теме может быть выгодно трейдерам, которые «либо стремятся быстрее реализовать имеющийся у них товар, либо увеличить поток его поставок из-за рубежа».
Однако одна путина, как отмечают эксперты, это не показатель. На Камчатке и раньше были неудачные рыбалки. Поэтому региональные власти не намерены отказываться от своих планов по развитию аквакультуры. Как отмечает губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, чтобы на перспективу сохранить за полуостровом звание рыбной житницы страны, необходимо строить новые рыбоводные заводы. По оценкам науки, на полуострове необходимо построить порядка 30 предприятий по воспроизводству рыбы.
«Интерес к аквакультуре большой. Но пока нам сложно привлечь частные инвестиции в строительство рыбоводных заводов. Поэтому мы вышли в федеральное правительство с тем, чтобы внести изменения в законодательство РФ. Мы просим закрепить право инвесторов на часть возвращающейся на рыборазводные заводы рыбы», – сказал Владимир Илюхин.
Он отметил, что такие гарантии позволят сделать эти проекты более интересными для бизнеса. «Надеюсь, что такие изменения в закон будут приняты, и тогда в следующем году мы сможем начать строительство первых рыбоводных заводов за счет частных инвестиций», – добавил глава региона.
Кроме того, на полуострове с успехом работают и рыборазводные заводы, которые каждый год пополняют запасы рыбы. Только этой весной они выпустили в реки Камчатки 48 млн мальков лососей. Нагуляв тело в море, эта рыба вернется в реки полуострова и станет объектом промысла.
Тем временем, доктор биологических наук Наталия Кловач напомнила в беседе с «ФедералПресс.Дальний Восток», что «период интенсивного в мировом масштабе развития пастбищного лососеводства совпал с естественным улучшением условий нагула в океане». «Думаю, что современные биотехнологии подращивания молоди до жизнестойких стадий внесут свою лепту, и падение запасов не будет столь катастрофическим, как в 50-х годах прошлого века», – отметила завлаб ВНИРО. Из ее слов следует, что ситуация нуждается в дальнейшем изучении, поскольку многолетний климатический цикл и соответствующий цикл динамики численности лосося составляет около 60 лет.


