Туву посетил заместитель министра экономического развития России Николай Подгузов, который прибыл в республику для того, чтобы лично оценить степень готовности частного инвестора – Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) – к осуществлению крупномасштабного проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл – Элегест.
Туву посетил заместитель министра экономического развития России Николай Подгузов, который прибыл в республику для того, чтобы лично оценить степень готовности частного инвестора – Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) – к осуществлению крупномасштабного проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл – Элегест. Сообщив о готовящемся решении правительства России выделить 86,86 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, замминистра отметил, что проект должен стать «образцово-показательным», а первый транш на его реализацию уже может поступить в сентябре этого года. Но, по его словам, для этого инвестор уже должен начать работы на угольном месторождении и железной дороге не позднее 15 июня. Кроме того, Николай Подгузов принял участие в расширенном заседании правительства республики, в ходе которого выяснились весьма скромные данные о подготовке специалистов, готовых для реализации проекта. Глава республики Шолбан Кара-оол потребовал от Минобразования интенсифицировать работу в этом направлении. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Железнодорожный проект – первый, реализация которого осуществляется за счет средств Фонда национального благосостояния, – заявил заместитель министра экономического развития России Николай Подгузов, специально прибывший в Туву, чтобы ознакомиться с готовностью частного инвестора приступить к реализации крупномасштабного проекта. – Поэтому внимание к нему будет повышенное, а значит, он должен стать образцово-показательным».
Столь высокие требования к реализации проекта замминистра дал после того, как вместе с генеральным директором ТЭПК Русланом Байсаровым посетил Элегестское угольное месторождение и совершил облет трассы будущей железной дороги. В ходе посещения месторождения Николаю Подгузову показали участки, подготовленные для добычи угля, и мощную современную технику.
Николай Подгузов не случайно подчеркнул грандиозность проекта, отметив его высокую значимость не только для Тувы, но и России в целом. «Для его реализации уже немало сделано, проведена большая работа, – подчеркнул замминистра экономического развития РФ. – Готовящееся решение правительства России о выделении 86,86 млрд рублей из Фонда национального благосостояния позволит придать новый импульс жизни проекта, перевести его реализацию в активную фазу».
Решение о поездке Николая Подгузова в Туву было принято после того, как Петербургский экономический форум – 2014 дал железной дороге Элегест – Кызыл – Курагино второе дыхание. Проект, реализация которого была приостановлено полтора года назад из-за недееспособности одного из участников государственно-частного партнерства, оказался в числе первых, которые планировалось осуществить за счет средств Фонд национального благосостояния (ФНБ) России. В рамках форума Минэкономразвития и Минфин РФ подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования железнодорожного проекта в размере 40 процентов от общей его стоимости. В создании железнодорожной линии также должен был принять участие синдикат ведущих российских банков, который обязался выделить около 35 процентов, а также частный инвестор в лице Руслана Байсарова, чья доля оценивалась в 25 процентов.
В то же время Николай Подгузов специально заострил внимание на некоторых особенностях реализации проекта. Во-первых, проект должен быть завершен к 2018 году, а конечным итогом его должно стать ежегодное поступление в бюджет около 15 миллиардов рублей в виде налогов и создание большого количества новых рабочих мест. Во-вторых, средства ФНБ, выделяемые государством на возвратной основе, должны вернуться с процентами.
«Таким образом, инвестиции государства будут иметь бюджетный и коммерческий эффект, – отметил замминистра. – Но для нас не менее важно, что строительство железной дороги и освоение угольного месторождения обеспечат выход на новый уровень социально-экономического развития такого уникального региона России, как Тува».
Как заверил заместитель министра, первый транш из ФНБ должен поступить в сентябре этого года, но инвестор не должен терять время, сидеть сложа руки. «Активные работы на угольном месторождении и железной дороге должны начаться с 15 июня», – подчеркнул Николай Подгузов, который также принял участие в расширенном заседании правительства республики, где были затронуты вопросы землеустройства в районе строительства дороги, наличия в республике ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, обеспеченности объекта кадрами и трудоустройства местного населения.
Открывая заседание, Шолбан Кара-оол подчеркнул, что вопросы, выносимые на обсуждение, имеют огромное значение для будущего республики. Известно, что руководитель республики считает железнодорожную магистраль протяженностью 411 километров, которая должна стать ответвлением Транссиба в южном направлении с перспективой продолжения ее до китайского города Урумчи, самым важным проектом для социально-экономического развития Тувы. Одобренный правительством России еще семь лет назад проект уже был готов к реализации в конце 2011 года, а Владимир Путин лично вбил первый символический костыль в шпалу на участке около Кызыла. Но тогда строительство, которое только-только началось, пришлось прекратить.
«Железная дорога для нее – поистине «дорога жизни», непременное условие дальнейшего социально-экономического развития, – отметил глава Тувы. – Участие в расширенном заседании заместителя министра экономического развития – подтверждение того, насколько значим проект для страны в целом».
В то же время на расширенном заседании правительства выявилось несколько проблем, связанных с реализацией проекта. Так, по сообщению министра природных ресурсов и экологии Альберта Бараана, на территории Тувы имеется 60 крупных месторождений гравия, щебня, глин и других строительных материалов, но все они находятся в отдалении от трассы. Кроме того, было сказано, что инвестору еще предстоит напряженная работа, связанная с оформлением заявки на получение лицензии на геологическое изучение и право пользования недрами.
Самым же узким местом, как выяснилось на заседании, после того, как министр образования и науки Каадыр-оол Бичелдей огласил статистические данные о том, сколько специалистов, готовых работать в новом проекте, готовят местные учебные заведения, стал вопрос кадров. Глава республики Шолбан Кара-оол назвал прозвучавшие данные о подготовке специалистов весьма скромными и потребовал от Минобразования педалировать ситуацию, а также ускорить решение вопроса о передаче Кызылского транспортного техникума Сибирскому госуниверситету путей сообщения в качестве филиала. Он также дал указание руководителям министерств строить свою кадровую политику с учетом тех корректив, которые внесет в жизнь региона реализация проекта.
Впрочем, на заседании правительства прозвучала и весьма позитивная информация о том, что проблем у инвестора с вопросами землепользования возникнуть не должно. Выступая на заседании, министр земельных и имущественных отношений республики Салим Кызыл-оол отметил, что все работы, необходимые для резервирования земель в зоне строительства, выполнены полностью.
Николай Подгузов подтвердил заинтересованность федерального центра в претворении в жизнь ключевого для Тувы проекта: «Мой приезд в республику напрямую вытекает из заключения Минэкономразвития и Минфина России об экономической эффективности проекта и возможности его финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния. Двухдневное пребывание в республике лишний раз подтвердило техническую реализуемость проекта и огромную значимость его для Тувы».


