В последние годы государство активно поддерживает развитие инженерной школы и разработку передовой техники, в том числе современной железнодорожной продукции. Реализуются масштабные мероприятия в рамках «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». Однако что дальше? «ФедералПресс» выяснил, что многомиллионные субсидии, выделенные одному питерскому вузу, ушли в никуда.
В последние годы государство активно поддерживает развитие инженерной школы и разработку передовой техники, в том числе современной железнодорожной продукции. В целях повышения качества и безопасности транспортных услуг, развития социальной и экологической составляющей транспортной отрасли реализуются масштабные мероприятия в рамках «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Государство увеличивает бюджетное финансирование научных исследований в том числе в надежде на рост инноваций и технологическое обновление экономики. Однако что дальше? «ФедералПресс» выяснил, что многомиллионные субсидии, выделенные одному питерскому вузу, ушли в никуда.
Создание и дальнейшее использование высокотехнологичных вагонов и локомотивов позволяет не только снизить эксплуатационные расходы и затраты на содержание пути, но и увеличить скорость и эффективность железнодорожных перевозок, а также в целом способствовать их оживлению. Для выполнения столь важной задачи требуется синергия усилий всех участников отрасли: от заинтересованных министерств и научного сообщества до промышленных компаний и специализированных центров. Для решения актуальных вопросов современного вагоностроения привлечены и ведущие вузы страны.
Несколько лет назад Министерство образования и науки выделило субсидию в размере около 300 миллионов рублей на реализацию комплексных проектов по разработке и созданию высокотехнологичного инновационного грузового подвижного состава железных дорог. Непосредственно производство должна была организовать на своих мощностях мордовская машиностроительная компания «Рузхиммаш» – один из лидеров в сфере российского вагоностроения. Для разработки и внедрения инновационных грузовых вагонов, а также в качестве испытательного стенда для их тестирования промышленники привлекли ведущий вуз страны по подготовке инженеров железнодорожного транспорта – Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС). Работа по контракту была возложена на профессора кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» вуза, академика Академии транспорта РФ Юрия Бороненко.
На сегодняшний день ПГУПС уже полностью отчитался о расходах и представил акты о выполнении всех работ (есть в распоряжении редакции). В документах говорится о том, что предусмотренная постановлением правительства субсидия освоена, обязательства выполнены в полном объеме, все права на созданные в процессе работы техническую документацию, опытные образцы и отчетную документацию переданы в «Рузхиммаш».
На основании разработанной университетом технической документации «Рузхиммаш» должен был подготовить производственные мощности по выпуску современных полувагонов, вагонов-цистерн, сочлененных платформ и нескольких видов ходовых частей для них. В рамках выделенной субсидии начиная с 2012 по 2014 год завод обязался выпустить порядка 1500 образцов указанной железнодорожной техники, а в период с 2015 по 2017 год – еще более шести тысяч единиц.
Испытательное оборудование, изготовленное по этому контракту, предполагалось принять на баланс образовательного учреждения. Однако, по имеющейся информации, до настоящего времени производство вагонов не налажено, испытательное оборудование на территории вуза по факту отсутствует, монтаж его не осуществлялся.
Получается, что федеральные средства освоены, но ни вагонов, ни испытательного оборудования не существует. Возможно, Юрий Бороненко ввел в заблуждение руководство петербургского вуза и не поставил своих коллег-ученых в известность об истинных целях расходования федеральных средств на сумму в несколько сотен миллионов рублей.
Примечателен тот факт, что Юрий Бороненко одновременно является и генеральным директором научно-внедренческого центра «Вагоны», на базе которого ежегодно проводится международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: инновации в грузовом вагоностроении». На очередном прошедшем в июне мероприятии, где собрались ведущие эксперты вагоностроения России и СНГ, Юрий Бороненко в частности говорил о необходимости ускорения обновления парка за счет инновационного подвижного состава. Однако одним из основных видов деятельности НВЦ «Вагоны» является разработка и внедрение технологий капитального восстановительного ремонта, обеспечивающего увеличение сроков службы вагонов и других технических средств на железнодорожном транспорте. Получается, что профессор Бороненко ведет двойную игру, основным смыслом которой оказываются совсем не государственные приоритеты, а собственная выгода.
Кстати, нужно заметить, что в прошлом году, когда организации, имеющие право на техническое диагностирование вагонов, были проверены Ространснадзором в рамках мероприятий по повышению безопасности производства и эксплуатации подвижного состава, федеральное агентство выявило нарушения административного регламента по продлению срока службы вагонов. В число нарушителей попал и НВЦ «Вагоны».
К сожалению, мы снова и снова наступаем на одни и те же грабли: государство выделяет огромные ресурсы на разработку и производство новой техники, а расходуются они бесконтрольно, зачастую – нецелевым способом. А должно быть иначе: если хотите продлевать жизнь старым вагонам, то не берите у государства деньги на разработку новых. Если берете – не надо выдавать старое за новое, а деньги элементарно прикарманивать. И совсем не факт, что напрямую получать господдержку на эти цели должны академические вузы. Многие эксперты сходятся во мнении, что это противопоказано. Ведь есть же у нас отраслевые «локомотивы» – альма-матер вагоностроения на Урале, где сосредоточен весь научно-исследовательский потенциал, или тот же «Рузхиммаш». Однако деньги уходят на «академический» ветер.
В Петербурге есть региональный фонд научно-технического развития. Возглавляемая Владимиром Спиваком, директором по проектному инвестированию фонда и руководителем экспертного совета по инновационной деятельности при Комитете Госдумы по образованию и науке, эта организация в том числе занимается и контролем за целевым использованием выделяемых государственных субсидий и осуществляет комплексную поддержку инновационной технологической деятельности в Северо-Западном регионе. Но фонд, похоже, не был осведомлен о результатах «работы» Петербургского университета путей сообщения. Возможно, в этой связи интерес в проведении тщательной проверки того, насколько правильно расходовались бюджетные средства, выделенные правительством и «освоенные» г-ном Бороненко, появится теперь у правоохранительных органов.