Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

«Традиционный для регионов спектр нарушений». Новосибирским антимонопольщикам добавили работы

В прошлом году в УФАС поступило 1300 жалоб

В минувшем году работы у управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области изрядно прибавилось. Направления оставались традиционными: мониторинг цен, защита от недобросовестной конкуренции, контроль госзакупок. Но, как отметил руководитель УФАС РФ по Новосибирской области Сергей Гаврилов, «антимонопольное законодательство быстро и динамично менялось, потому что менялась практика».

В минувшем году работы у управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области изрядно прибавилось. Направления оставались традиционными: мониторинг цен, защита от недобросовестной конкуренции, контроль госзакупок. Но, как отметил руководитель УФАС РФ по Новосибирской области Сергей Гаврилов, «антимонопольное законодательство быстро и динамично менялось, потому что менялась практика». «Очень быстро менялась жизнь – мы должны были за ней успевать!» – пояснил Гаврилов. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

В 2014 году вступил в действие федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Антимонопольной службе пришлось не только осуществлять контроль, но и вести самую активную разъяснительную работу. Проблемы были связаны с тем, что потребовалось много новых документов. Не было порядка 35–40 нормативных документов, поэтому всем заинтересованным сторонам пришлось тесно общаться. И к середине года ряд вопросов удалось снять. Но задача понятна – контролировать использование бюджетных денег. В результате были рассмотрены 1224 жалобы, 2002 согласования возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и выдано более 400 предписаний.

Всего же поступило 1300 жалоб, из них половина – на федеральные структуры, 40 % – на муниципальные. Совместно с прокуратурой проведено 40 мероприятий, связанных с проверкой органов власти, которые размещали заказы. Информацию предоставляли также  ФСБ и Следственный комитет.

Федеральный закон № 135 направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции. Всего в УФАС РФ по Новосибирской области поступило 5331 заявление, что значительно больше, чем в 2013 году. Очень активны стали индивидуальные предприниматели, частники, органы власти. «Наверное, видят, что антимонопольная служба оказывает защиту от крупных монополистов», – констатировал Сергей Гаврилов.

Доля нарушений со стороны органов власти приблизилась к половине от общего количества. В основном речь идет об электро- и теплоэнергетике, перевозках, ценообразовании. Руководитель УФАС РФ по Новосибирской области охарактеризовал их как «традиционный для регионов спектр нарушений». Много обращений по поводу незаконного препятствования перетоку электроэнергии, когда либо навязывают невыгодные условия договора, либо требуют деньги за то, за что их брать нельзя. В теплоэнергетике незаконно отключают сети, требуют возмещения потерь. Специалисты отмечают, что «очень много было заявлений именно о возмещении потерь – в противном случае угрожали отключить рубильник». Нарушения антимонопольного законодательства обошлись в 14 млн рублей штрафов.

Есть и новые явления. Например, отмечен большой всплеск заявлений по СМС-рассылкам. Рост за год составил 212 раз! Пока еще не всегда удается найти «конечного рекламодателя», но законодательство изменилось и сейчас позволяет возбуждать дела и привлекать к ответственности. Специалистами было отмечено 1422 факта, возбуждено 194 дела, по итогам рассмотрения наложен штраф в размере 3,7 млн рублей.

Что касается планов на 2015 год, то тренд понятен: нужно уменьшить давление на мелкий бизнес. Развивается механизм вынесения предварительных предупреждений, что позволяет экономить и время, и ресурсы. В 2014 году их было вынесено 27, и большинство не оспаривалось, а выполнялось. Сергей Гаврилов заявил: «Видим, что этот механизм действенный». Но из каждого правила есть исключение – этот механизм не будет применяться в случае картельного сговора.

Еще одна новость – для одних, очевидно, приятная, а для любителей присосаться к бюджету – не очень… Создание новых МУПов и ГУПов в регионах теперь будет возможно только после получения положительного заключения антимонопольного органа, то есть тем самым защищается конкурентная среда.  

Естественно, что в центре внимания остается рост цен на продовольственные продукты. И прежде всего в торговых сетях. По 12 видам продуктов питания в «сложные времена» велся мониторинг цен. Затем к ним добавились еще гречка и сахар. В Новосибирском УФАС организовали горячую линию для связи с населением. Поступило 170 обращений – разбирались, кто, как и почему поднял цены.

Информация из регионов идет в Москву, где делают соответствующие выводы. В этом смысле характерен пример анализа ситуации с рыбой. Территориальные органы ФАС РФ провели проверки обоснованности роста цен на продукты, а в результате служба пришла к выводу, что граждане Китая, Кореи и России «четко устанавливали цены и правила игры».  По словам Сергея Гаврилова, эти действия можно квалифицировать как картельный сговор.

Всего же ФАС России и ее территориальные управления возбудили 22 дела о нарушении антимонопольного законодательства после проведения проверок обоснованности роста цен на продукты. В Новосибирской области подобных дел пока не зафиксировано, но в ближайшее время, по замечанию руководителя территориального управления Федеральной антимонопольной службы России по Новосибирской области, могут и появиться.


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.